ОАО РЖД вчера распространило сообщение об остановке движения целого ряда пригородных поездов. С конца августа будут отменены 30 маршрутов в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Карелии, 50 маршрутов в Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, а также Пензенской и Саратовской областях, еще 6 -- в Курганской области. Отмены электричек могут последовать в северных регионах Центральной России -- Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Ивановской областях. Проблемы могут появиться и в Республике Коми, предупреждает монополия.
Причина сокращения -- критическое финансовое положение и угроза ликвидации пригородных операторов из-за недостатка компенсации убытков со стороны регионов, сообщает ОАО РЖД. По данным компании, только за первое полугодие регионы задолжали своим операторам около 5 млрд руб. Общий долг операторов перед ОАО РЖД при этом составляет около 30 млрд руб., говорит собеседник "Ъ" в монополии. "Операторам банально нечем платить зарплату и не на что покупать запчасти для электричек. В этой ситуации мы должны идти на сокращение объемов перевозок",-- говорит топ-менеджер монополии.
ОАО РЖД уже не раз предупреждало о возможности кризиса в пригородном сообщении.
Представители неплательщиков объясняют свою позицию непрозрачностью структуры затрат ППК. На состоявшемся во вторник межрегиональном совещании директор департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Наталья Шапошникова заявила об отсутствии единой методологии расчета затрат по аренде подвижного состава, что не позволяет субъектам объективно оценить размер выпадающих доходов ППК.
Однако анализ "Ъ" показал, что непрозрачность в формировании затрат скорее существует в другой части расходов ППК. В 2011 году ППК с учетом региональных субсидий и продажи билетов выручили 42 млрд руб. Их расходы составили 49 млрд руб., из которых пятая часть ушла на менеджмент самих компаний (всего их 26), еще 30 млрд руб.-- на аренду и обслуживание электричек, остальное -- на налоги. В РЖД утверждают, что теряют на этих статьях не меньше 9 млрд руб., так как не выставляют ППК счета за управление и в 2011 году не индексировали цены на свои услуги даже на размер инфляции.
При этом ППК платят всего 1% от инфраструктурного тарифа -- за пользование путями ОАО РЖД. Без скидки, говорится в отчете монополии, эти платежи должны были бы составить 32 млрд руб. в год. Разницу в 99% компенсирует федеральный бюджет. В этом году размер субсидий составил 25 млрд руб., то есть ОАО РЖД записывает себе еще и покрытие разницы в 7 млрд руб. Однако принцип формирования инфраструктурного тарифа для ППК неясен. В ОАО РЖД утверждают, что он рассчитывается по методике ФСТ и зависит от количества электричек и частоты их курсирования. Но источник "Ъ", знакомый с ситуацией, уточняет, что цифру просто "рисует Минтранс". "По одним и тем же путям ездят и пригородные составы, и грузовые,-- поясняет он.-- Выделить долю того или иного типа поездов в себестоимости содержания инфраструктуры нельзя. Поэтому Минтранс решил установить ее для пригорода в размере 3-4% от общей себестоимости, которая оценивается в районе 800 млрд руб. в год". Официально цифр по стоимости содержания инфраструктуры ОАО РЖД не раскрывает.
Если верить цифре расходов на инфраструктуру, общие убытки ОАО РЖД от пригорода составляют в год около 16 млрд руб., убытки ППК -- 7 млрд руб. Такая ситуация сложилась давно, но сейчас она обострилась. ОАО РЖД, по данным источников "Ъ", готовится банкротить часть пригородных компаний.




SIA.RU: Главное