Минэкономразвития решило публично обсудить новый законопроект, вносящий изменения в налоговый кодекс и в закон о банках и банковской деятельности. Автором и инициатором проекта является Росфинмониторинг. Согласно предложенным поправкам, банки должны будут сообщать налоговикам об открытии и закрытии счетов и вкладов физлиц и прочих операциях по ним. Информация должна передаваться в течение трех дней с момента совершения операции. Порядок передачи должен будет определяться Центробанком по согласованию с налоговой службой.
Налоговики смогут по прямому запросу в банк собирать сведения о сумме вклада и о движении средств по счетам физлиц. Сегодня налоговики могут получить такую информацию только по решению суда. Таким образом, банковскую тайну в России могут отменить. В самом Росфинмониторинге и Минэкономразвития комментировать инициативу отказались.
Это не первая попытка государства расширить полномочия налоговых органов. Например, в 1994 году президент Борис Ельцин издал указ "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Он обязывал банки информировать налоговые органы о совершении физлицами операций на сумму от $10 тыс. в эквиваленте. Тогда бизнес-сообщество сумело отстоять банковскую тайну, и впоследствии указ был отменен.
"Очень досадно, что предлагаются такие меры. Но, по-видимому, данный законопроект будет принят, иначе просто невозможно обеспечить бюджет. Думаю, сейчас налоговики собирают только половину из того, что должны собирать",-- рассуждает советник председателя правления Центробанка Павел Медведев.
Желание налоговиков контролировать всех и вся понятно. Без единой базы данных найти, в какой из 783 банков, принимающих вклады, ушли деньги интересующей их персоны сложно. Но хранить и обрабатывать такой огромный объем информации -- задача организационно непростая и в решении затратная.
Кроме того, дополнительные расходы ждут банки, ведь им понадобится настроить свои операционные системы должным образом, обучить сотрудников и т. д. Очевидно, что новые затраты банки переложат на клиентов -- не в первый раз. Стоимость банковских услуг для населения повысится.
Чтобы не перегружать банковских клерков общением с налоговиками, банкиры предлагают компромиссный вариант: сообщать данные только по крупным клиентам. "Представляется разумным установить ограничения по суммам вкладов и ограничить обязанность банков по сообщению информации налоговым органам, только если речь идет, например, о суммах свыше 600 тыс. руб.",-- говорит директор юридического департамента Бинбанка Артем Коновалов.
Главное опасение банков вызывает не удорожание услуг, а возможное сокращение вкладов населения после введения тотального контроля счетов. Те, кто не готов делиться с государством информацией о своих сбережениях, будут хранить их дома или же в иностранных банках. Кто побогаче -- в швейцарских, лихтенштейнских, прочие -- в прибалтийских или же в странах СНГ.
Уменьшение объема вкладов в банках -- это сокращение ресурсной базы банков по кредитованию. Прибавим к этому увеличение теневого оборота, неизбежный рост инфляции -- картина получается, мягко говоря, не радужной для всех, кроме налоговиков.
Владея такой информацией, налоговики смогут, в частности, выявлять факты, когда доход, полученный от предпринимательской деятельности, зачисляется на личные счета индивидуальных предпринимателей. Кроме того, можно будет контролировать сделки между физическими лицами на предмет соответствия цены, указанной в договоре, фактически перечисленным по сделке средствам (например, при продаже недвижимости). Также налоговики полагают, что доступ к банковской тайне поможет им эффективнее бороться с фирмами-однодневками и с незадекларированными доходами, полученными россиянами за границей. К тому же в ФНС уверены, что "наделение налоговых органов Российской Федерации правом на доступ к сведениям о банковских счетах физических лиц будет дополнительным плюсом в формировании положительного имиджа России на международной арене".
И ссылка на международную арену -- не пустой звук. Сегодня во всем мире наблюдается ослабление института банковской тайны под эгидой борьбы за собираемость налогов. Флагманом этой борьбы является США.
По мнению директора стратегического и организационного департамента Абсолют Банка Равиля Нигматова, именно вступление в силу FATCA можно считать настоящим концом банковской тайны. Инициатива Росфинмониторинга -- лишь следствие. "Таким образом, инициатива Росфинмониторинга может быть продолжением тенденции, которая, с одной стороны, приводит российское законодательство в соответствие с международными стандартами, с другой -- обеспечивает большую прозрачность частного капитала, и, как следствие, потенциально более высокую собираемость налогов",-- считает Равиль Нигматов.




SIA.RU: Главное