Вчера министр финансов Антон Силуанов, выступая в Совете федерации с проектом бюджета, заявил, что министерство со следующего года предлагает субсидировать перевозки в плацкартных вагонах поездов дальнего следования лишь нескольким категориям граждан. "Все-таки нужно исходить из принципа нуждаемости,-- сообщил министр.-- Предлагаем предусмотреть такой же принцип, как и при авиаперевозках, когда за счет государства субсидируются только те категории граждан, которые либо учатся и не работают, либо находятся на пенсии, то есть до 23 лет и после 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин",-- сказал господин Силуанов.
На 2013 год общий размер субсидирования пассажирских перевозок запланирован в размере 39,8 млрд руб. При этом ОАО РЖД будет самостоятельно решать, какая часть суммы пойдет на поезда дальнего следования, какая -- на пригородные. По оценке господина Силуанова, пригородное сообщение потребует в следующем году порядка 25 млрд руб. субсидий. Таким образом, на поезда дальнего следования останется 14,8 млрд руб., что в два раза меньше, чем в 2012 году.
В ФПК вчера заявили, что статистика по возрасту пассажиров компанией не ведется -- "такая информация даже не запрашивается при продаже билетов". Поэтому определить необходимый объем субсидий для категорий "младше 23 лет" и "старше 55-60 лет" на сегодня невозможно. "Если такую схему все-таки утвердят, то, видимо, обойдутся без предварительных расчетов. ФПК будет продавать дешевые билеты только отдельным возрастным категориям пассажиров, а выпадающие доходы предъявит государству в конце года",-- предположил источник, знакомый с ситуацией.
В ФПК рассказали при этом, что "по приблизительным расчетам", основанным на маркетинговых исследованиях, при схеме Минфина субсидироваться будет перевозка лишь порядка 20-25% пассажиров. "В 2011 году в плацкартных и общих вагонах было перевезено более 66 млн человек, это 68% от общего пассажиропотока. Средняя себестоимость перевозки одного пассажира в плацкартном вагоне составила 1448 руб. Выпадающие доходы компании -- порядка 583 руб., государство компенсирует сейчас 446 руб. Еще 137 руб. добавляет сама ФПК за счет перекрестного субсидирования, используя доходы от перевозок в купе и СВ",-- рассказывают в ФПК. По расчетам компании, при новой схеме субсидирования средняя цена билета на плацкарт вырастет на 67%, на место в общем вагоне -- на 51%.
"Наши маркетинговые исследования показывают высокую чувствительность к изменению тарифа со стороны пассажиров, совершающих поездки в таких вагонах. Поэтому мы ожидаем резкое падение пассажиропотока: вплоть до 45%",-- говорят в ФПК. Ранее компания уже заявляла, что при резком сокращении размера господдержки она не сможет закупать новые плацкартные вагоны и сократит до 235 нерентабельных плацкартных поездов.
По оценке Института проблем естественных монополий, если полностью обнулить субсидии на перевозку пассажиров плацкартными и общими вагонами, цены на билеты вырастут в среднем на 40%. "Если оставить несколько возрастных категорий, для которых тариф будет регулироваться, то для остальных пассажиров рост цен будет еще больше, возможно, и до 67%, о которых говорят в ФПК",-- подтверждает Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта института. Он считает неправильным объединение в одну бюджетную графу субсидий на дальние поезда и пригородные перевозки. "Заказ ФПК на перевозки должно делать государство, а не РЖД. Это прописано в законодательстве, поэтому переложить ответственность на монополию в случае социальной напряженности из-за роста цен на билеты не получится",-- отметил эксперт.
Новости
Минфин предлагает со следующего года субсидировать перевозки в плацкартных вагонах только пассажиров возрастом до 23 лет и старше 55-60 лет. Для остальных категорий цена на билет в плацкартном вагоне может вырасти более чем в полтора раза
Полный текст материала на
http://www.kommersant.ru/
/
Коммерсантъ
/
Подпишитесь на наш Telegram-канал
SIA.RU: Главное
SIA.RU: Главное



