Новости

Зато мы делаем миллиарды. Российского оружия на рынке меньше не становится -- только больше

Вчера президент Владимир Путин объявил, что в этом году сумма заключенных Россией экспортных контрактов на поставки оружия превысила $15 млрд, а выручка от уже совершенных сделок составила рекордные $14 млрд. По сведениям "Ъ", за минувший год основными покупателями российского оружия остались Индия, Алжир и Вьетнам. К ним же в этом году присоединился Ирак, заключивший с Россией сенсационную сделку на $4,2 млрд, судьба которой, впрочем, остается под вопросом.

Открывая заседание комиссии по военно-техническому сотрудничеству, Владимир Путин не только назвал сумму уже заключенных в этом году контрактов ($15 млрд), но и объем средств, полученных от ранее заключенных сделок ($14 млрд). "Россия, конечно, продолжит сотрудничество со своими традиционными партнерами в сфере ВТС, но не менее важно для нас выходить на новые рынки, расширять номенклатуру поставок и сервисных услуг",-- заявил президент. Он отметил, что конкурентная борьба в этом сегменте очень серьезная: "Чтобы преуспеть в этой борьбе, мы должны работать на опережение, представлять нашим производителям и разработчикам вооружения больше возможностей для демонстрации их научного и технического потенциала".

В целом, по признанию источников "Ъ", работающих в российской системе ВТС, по сравнению с прошлым годом ситуация сильно не изменилась: общий портфель заказов по-прежнему составляет около $40 млрд (в 2010 году -- $50 млрд). "На три-четыре года наш портфель заказов будет сохраняться на этом уровне,-- говорит источник "Ъ", близкий к Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству.-- В будущем ситуация менее радужная: при отсутствии реально крупных контрактов, какие были заключены, например, с Алжиром в 2006 году ($7,5 млрд.-- "Ъ"), портфель может сократиться до двух раз".

Напомним, что в прошлом году оружейные контракты принесли России $13,2 млрд -- тогда перевыполнение плана составило 13%. Сейчас, по информации "Ъ", сумма $14 млрд сформировалась отчасти из-за того, что финансовый год закрывался с учетом полученной прибыли от российско-индийского контракта на модернизацию авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" (Vikramaditya) стоимостью $2,33 млрд.

В 2012 году, по сведениям "Ъ", слегка поменялось процентное соотношение номенклатуры поставок. Например, из всех заключенных в этом году контрактов 37% пришлось на авиацию (34% в 2011 году), военно-морская техника составила 21% (против 20% в прошлом году), системы ПВО -- 25% (в прошлом году 20%), техника сухопутных войск -- 10% (в прошлом году 21%), иные контракты -- 7% (в прошлом году 5%). Список основных партнеров по сравнению с прошлым годом сильно не изменился -- Индия, Алжир и Вьетнам. К лидерам присоединился Ирак, заключивший с Россией в этом году контракт на поставку 42 комплексов ПВО "Панцирь-С1" и 30 ударных вертолетов Ми-28НЭ общей суммой $4,2 млрд (что составило порядка 30% от всех контрактов).

Впрочем, с реализацией последнего контракта уже возникли проблемы: 10 ноября советник иракского премьера Али Мусави объявил, что сделка аннулирована из-за подозрений в коррупции.

В подвешенном состоянии находятся перспективы военно-технического сотрудничества с Ливией: "Они говорят, что готовы сотрудничать, однако дальше разговоров дело не продвигается". По информации "Ъ", успехом не увенчались попытки России выйти на рынки Анголы и Нигерии. "Африка вообще очень сложный регион, на котором нам пока достаточно сложно закрепиться",-- добавил чиновник из системы ВТС.

В этом году Россия и Китай заключили контракт на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф стоимостью около $700 млн. Вместе с тем, по сведениям "Ъ", Пекин по-прежнему пытается уговорить Россию продать им один дивизион (восемь пусковых установок) комплекса С-400 "Триумф". Однако российское Минобороны и Федеральная служба безопасности продолжают накладывать вето на сделку. "Китайцам нужны технические элементы этого комплекса для того, чтобы создавать на их основе свои аналоги,-- отмечает собеседник "Ъ".-- Продавать им комплексы до тех пор, пока наши военные не получат их в необходимом количестве,-- самоубийство". Схожая ситуация сложилась и с истребителями Су-35 -- Китай желает приобрести минимальную партию (12 единиц), Россия же настаивает на 30 истребителях и создании совместного производства.

"Риски при заключении контрактов продолжают нарастать, однако цифры говорят сами за себя,-- говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.-- Заключение столь внушительного количества контрактов во многом стало возможным из-за сильного политического влияния России, в том числе и лично Владимира Путина, который зачастую сам выступает инициатором сделок".

Иван Сафронов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное