Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России в 2012 году и в декабре. По итогам года российский авторынок вырос на 10,6%, до 2,93 млн машин. В пресс-релизе АЕБ подчеркивается, что это рекордный результат, он превосходит пик 2008 года (2,91 млн автомобилей). Но динамика при этом гораздо хуже -- в 2008 году рынок вырос на 26%, несмотря на начало кризиса осенью. Замедление рынка после посткризисного бурного роста продолжалось весь 2012 год, в декабре продажи выросли всего на 1%, до 253,1 тыс. машин.
Лидером рынка остался АвтоВАЗ, которому удалось продать 537,6 тыс. автомобилей. Но его продажи упали на 7%, а доля рынка снизилась с 21,8% до 18,3%. Среди иномарок, как и в 2011 году, первую строчку занял Chevrolet, продав 205 тыс. машин (рост на 18%). На второе место вышел Renault, увеличив продажи на 23%, до 189,8 тыс. машин, третье место заняла Kia с 187,3 тыс. автомобилей (рост тоже на 23%). Французский автоконцерн потеснил Hyundai, который в 2011 году отставал от Chevrolet всего на 10 тыс. машин, теперь он оказался на четвертом месте (174,2 тыс. проданных автомобилей), увеличив продажи всего на 7%.
Большинство популярных иностранных брендов нарастили или сохранили долю рынка -- Chevrolet теперь занимает 7% против 6,5% в 2011 году, Renault -- 6,4% против 5,8%, Kia -- 6,3% против 5,7%. Существенно увеличил долю Volkswagen (c 4,4% до 5,6%), продажи которого выросли на 40%, до 164,7 тыс. машин. Доля Toyota, которой удалось продать 153 тыс. автомобилей (рост на 28%), выросла с 4,5% до 5,2%. Сильнее всего среди популярных марок упала доля Fiat -- с 1% до 0,3%.
Самой продаваемой моделью по итогам года стала Lada Priora, АвтоВАЗу удалось продать 125,9 тыс. этих машин, однако ее продажи по сравнению с 2011 годом упали на 9%. На втором месте новая модель завода Lada Granta, которых было продано 121,1 тыс. Среди иномарок лидерство сохранил Hyundai Solaris, продажи которого составили 110,7 тыс. (рост на 14%), вслед за ним идут Ford Focus и Kia Rio. При этом некоторые бюджетные модели по итогам года показали существенное падение продаж -- например, Renault Logan на 28% , Chevrolet Lacetti на 17%, Daewoo Matiz на 13%. Продажи бюджетного сегмента замедлялись весь год, осенью тенденция только усилилась.
"Данные о продажах за декабрь не внушают оптимизма, снижение продаж многих бюджетных моделей усилилось, это говорит о том, что даже с учетом новогодней коррекции рост в январе тоже будет слабым",-- отмечает Михаил Пак из "Атона". Действительно, в декабре продажи многих брендов продолжили падать. Например, продажи Hyundai снизились на 22%, Nissan -- на 29%, Mazda -- на 31%, Toyota -- на 9%. Даже продажи Volkswagen, который долго демонстрировал хорошую динамику на фоне общего замедления, упали на 3%. Причиной стало усилившееся падение продаж бюджетных моделей.
Впрочем, дилеры уверяют, что в январе ситуация улучшилась. "Продажи идут очень активно на уровне прошлого года, такая же ситуация будет во всем первом полугодии",-- уверяет президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов. Директор дилерского центра Hyundai "Авилон" Владимир Жмаков подтверждает, что "продажи в январе уже сейчас вышли почти на уровень ноября или декабря 2012 года, это и есть тот отложенный спрос, который наблюдался с августа 2012 года". Впрочем, господин Жмаков признает, что "январь будет ударным не у всех". По его мнению, рост произойдет "в основном у крупных компаний, которые со 2 января стали вкладывать деньги в рекламу, мероприятия для клиентов и увеличили подарки и скидки".
Но аналитики более пессимистичны. "В первом полугодии масштабных прорывов ждать не стоит, рост рынка будет близок к нулевому диапазону",-- считает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала". По его мнению, продажи в бюджетном сегменте продолжат замедляться и падать, а спрос будет и дальше смещаться в средний ценовой диапазон.




SIA.RU: Главное