Новости

У недобросовестных банкиров остается все меньше лазеек для надувания капитала

О расширении возможностей Банка России по выявлению офшорных схем надувания капитала на недавней встрече руководства ЦБ с банкирами в подмосковном пансионате "Бор", сообщил глава департамента банковского надзора Алексей Плякин. В своем выступлении он предостерег участников рынка от подобных злоупотреблений, рассказали "Ъ" несколько участников встречи. По словам господина Плякина, благодаря заключению большого числа соглашений о сотрудничестве в области надзора с офшорными юрисдикциями возможности ЦБ по выявлению даже хорошо сокрытых злоупотреблений увеличились.

В качестве примера такого взаимодействия господин Плякин привел случай, когда благодаря запросу коллегам из надзора в одном из офшоров ЦБ удалось выяснить, что реальным бенефициаром офшорной компании, предоставившей российскому банку субординированный кредит, оказался топ-менеджер этого же банка. Для регулятора это является основанием проверить реальные источники формирования капитала, и в случае если это произошло за счет ненадлежащих активов (например, за счет средств самого банка), отказать во включении такого кредита в капитал.

Согласно годовым отчетам ЦБ, в 2002-2011 годах было заключено 34 соглашения (меморандумы) о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций с иностранными финансовыми регуляторами. По предварительным данным, в 2012 году заключено еще как минимум три меморандума -- с Индией, Швецией и Европейским центральным банком. Годовой отчет за 2012 год пока не опубликован.

Уточнить, насколько часто используются офшорные схемы для сокрытия формирования капитала за счет ненадлежащих активов, у самого господина Плякина не удалось.

В упрощенном виде схема увеличения капитала с использованием субордов из офшорных юрисдикций выглядит следующим образом, рассказывают участники рынка. Человек, близкий к российскому банку, открывает депозит в иностранном банке, на который могут быть зачислены средства, в том числе предоставленные ему самим банком, либо приобретает некие ценные бумаги. Под залог денег на счету или ценных бумаг, принадлежащих данному лицу, иностранный банк выдает кредит российскому банку или офшорной структуре, которая затем предоставит банку субординированный кредит".

Если взаимодействие ЦБ с офшорными регуляторами продолжится, злоупотребления могут пойти на убыль, считает член правления ДжиИ Мани банка Эльман Мехтиев. Еще больше усугубить ситуацию для недобросовестных игроков, по его мнению, может реализация инициативы G20 по созданию глобальной системы идентификации юридических лиц, участвующих в финансовых трансакциях. Впрочем, эксперты не сомневаются, что в ответ банкиры придумают новые схемы.

Ольга Шестопал, Светлана Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное