"Соглашение между правительством РФ и правительством Кубы об урегулировании задолженности Кубы перед РФ по кредитам, предоставленным в период бывшего СССР", было подписано во Дворце революции в Гаване поздно вечером 21 февраля. Урегулирование кубинского долга -- крайне неожиданное событие. Визит Дмитрия Медведева на Кубу был краткосрочным (сутки), сенсаций от визита никто не ждал. Тем не менее согласовывать документ, под которым поставили подписи замглавы МИД РФ Сергей Рябков и заместитель председателя совета министров Кубы Рикардо Кабрисас, во Дворец революции приехал Рауль Кастро, де-юре глава кубинского государства (его брат Фидель Кастро остается политическим лидером страны -- он также принял Дмитрия Медведева после подписания документов). Замминистра финансов Сергей Сторчак, работавший с кубинской стороной несколько дней накануне, не стал комментировать суть соглашения, которое пока лишь парафировано, кубинская сторона также ограничилась краткой официальной информацией. Лишь некоторые подробности сообщил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Но и его сообщения было достаточно для того, чтобы констатировать: после 26 лет фактического дефолта по внешнему долгу Куба выходит из него.
Есть лишь крайне приблизительные оценки размера советского внешнего долга Кубы, на которые могла бы теоретически претендовать РФ: он оценивается российской стороной в сумму заведомо большую $30 млрд, в 2008 году при обсуждении на российско-кубинских переговорах речь шла об основном теле долга в $20-22 млрд, что соответствует по порядку величины оценке 2011 года правительством США объема внешнего долга Кубы (в основном госдолга) в $19,4 млрд.
Обычный объем списания госдолга постсоветским странам со стороны РФ составлял 90-95% -- вряд ли в случае Кубы размер обслуживаемой непогашенной части долга превысит $3 млрд. По словам Дениса Мантурова, часть долга Кубы будет, безусловно, списана (или аннулирована -- кубинская сторона традиционно имеет претензии к РФ по оценкам размеров кредитов из-за проблем учета валютных курсов и реальной стоимости связанных кредитов для получателя). Тем не менее оставшаяся часть, которая в ходе консультаций до конца 2013 года будет определена к сентябрю, как предполагается, будет официально признана Кубой госдолгом, реструктурирована сроком на десять лет (как это происходит с 2006 года с долгом Кубы по кредитам РФ после 1992 года) и будет погашаться в течение этого срока.
Непризнанный долг Кубы перед РФ был в течение многих лет важнейшим ограничителем для правительства Кубы во внешней торговле в целом. Проблемные кредиты в несколько годовых объемов импорта существенно ограничивали возможности для Кубы реструктурировать долг другим странам и проводить внешнеторговые операции, дополнительно усложненные в 1992-1996 годах усилением "блокады" Кубы в США законами Торичелли и Хелмса--Бертона (действие их смягчалось в 2009 году). Изменение статуса крупнейшей части внешнего долга Кубы, если за ним не последует "зеркальное" усиление санкций со стороны США, позволит Кубе в ограниченных масштабах вернуться на рынок внешних займов -- а это, в свою очередь, дает шансы на расширение экономической либерализации на Кубе.
Что именно заставило правительство РФ решить наконец вопрос кубинского долга, неизвестно. Стороны явно не заинтересованы раскрывать подробности (господин Мантуров лишь пояснил, что для урегулирования долга "пришло время"). Обсуждаются несколько версий. По одной из них, "открытие" Кубы является страховкой России от возможных изменений ситуации в Венесуэле, крупном торговом партнере Кубы. По другой, лояльность правительству Кубы может быть связана с поисковой программой "Зарубежнефти" на кубинском шельфе.




SIA.RU: Главное