Новости

Для Ковыкты нет причала. Внешний рынок для ковыктинского газа потерян, внутренний — не организован

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко обязался презентовать этой весной новую программу газификации региона. Власти заявили, что осуществят ее в любом случае — вне зависимости от того, присоединится к ним «Газпром» или нет. Если газовая монополия продолжит вести себя как собака на сене по отношению к крупнейшему в регионе Ковыктинскому газоконденсатному месторождению, иркутское правительство собирается сотрудничать с компаниями, разрабатывающими малые месторождения. Впрочем, пока власти все-таки стараются пробудить у «Газпрома» интерес к Ковыкте, лицензией на которую монополия владеет, но месторождение не осваивает, потому что нет потребителей на те объемы газа, при которых разработка будет рентабельной. С Китаем о цене на газ мы не договорились и договариваться уже нет смысла — КНР начала обеспечивать себя ресурсом за счет добычи сланцевого газа. И пока Россия была увлечена набиванием себе цены, возможность экспорта избыточного ковыктинского газа рассеялась как утренний туман, а внутренний рынок его потребления не сформирован.

— «Газпром» традиционно крайне невнятен в своих планах относительно разработки Ковыкты, — заявил заместитель председателя правительства Иркутской области Максим Безрядин. — В холдинге никогда не говорят определенно, будет ли он разрабатывать месторождение. Но во время недавней встречи губернатора Сергея Ерощенко с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером уже не лилось столько воды, как при предыдущих губернаторах. Мы задали конкретные вопросы и даже получили какие-то ответы.

Лицензией на Ковыкту «Газпром» завладел в 2011 году, когда на аукционе в Иркутске приобрел ее вместе с остальным имуществом обанкротившегося ОАО «РУСИА Петролеум». Стартовая цена лота составляла 15,1 млрд рублей, «Газпром» предложил 22,3 млрд рублей. Тем не менее, к газификации Иркутской области холдинг так и не приступил. Более того, еще до приобретения лицензии на Ковыкту Алексей Миллер заявлял о намерениях компании не начинать ее освоение как минимум до 2017 года.

«РУСИА Петролеум» была создана в апреле 1992 года для освоения Ковыкты и газификации Приангарья. В планы компании входило участие в реализации международного проекта по строительству газопровода с Ковыктинского месторождения в КНР и Республику Корея. Впрочем, эти намерения не были реализованы, поскольку Россия так и не договорилась с Китаем о цене на газ.

После этого появился региональный проект газификации, под который в 2004 году создали Восточно-Сибирскую газовую компанию. ВСГК даже построила трубу до поселка Жигалово и создала небольшую инфраструктуру. Предполагалось, что труба дойдет до Саянска и далее до Иркутска. Согласно программе, в 2008 году ожидалась подача газа основным потребителям на юге области. Больше всех газ ждали на «Саянскхимпласте». Предприятие разработало проект газоперерабатывающего комплекса и даже приступило к строительству. Его хотели запустить в эксплуатацию в 2009 году. Изначально предполагалось, что комплекс будет перерабатывать 4 млрд куб. м газа в год.

Однако трубу до промышленных потребителей так и не построили. В 2010 году ВСГК оказалась в предбанкротном состоянии, а в 2011-м за 9 млрд рублей ей удалось продать «Газпрому» свое имущество — трубу от Ковыкты в сторону юга Иркутской области и ряд материальных активов в виде проектов. Так бесславно закончилась первая попытка малой газификации Приангарья. Крах ВСГК повлек за собой банкротство «РУСИА Петролеум», не сумевшей досрочно погасить ряд займов.

По словам научного руководителя Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука, академика РАН Алексея Конторовича, газификация Иркутской области должна базироваться на разработке Ковыкты. «Никто в мире не начинает развивать нефтяную и газовую промышленность с мелких месторождений, — подчеркивает ученый. — Это всегда дело нерентабельное. Начинают всегда с гигантов, а потом уже к ним «прилипают» мелкие месторождения».

Впрочем, как отметил Максим Безрядин, в «Газпроме» хоть и соглашаются с необходимостью газификации Иркутской области и уже даже выражают готовность рассмотреть возможность переноса разработки Ковыкты на более ранний срок, но внятно о перспективах освоения месторождения все равно не говорят. По словам зампреда, среди сотрудников монополии все-таки превалирует мнение о том, что Ковыкта — это стратегические запасы, и пока не найдется потребитель на 30—40 млрд куб. м газа ежегодно, месторождение разрабатывать нельзя. Внутренним желанием газовой монополии, как говорит Безрядин, вообще было расформирование рабочей группы, занимающейся вопросами газификации Приангарья, однако «поход губернатора Ерощенко к Миллеру сделал свое дело — группа возобновит работу».

— Сергей Ерощенко обратился к Алексею Миллеру с предложением начать разработку Ковыкты не позднее 2017 года, и «Газпром» вроде бы нас поддержал, но подчеркнул, что сначала необходимо сделать обоснование инвестиций в газификацию южных районов Приангарья, — сообщил Безрядин. — Сейчас обоснованием занимается «ВНИПИгаздобыча» — структура «Газпрома». Но мы не хотим оставаться один на один с их инвестиционным обоснованием и тоже закажем одному из авторитетных институтов такую оценку.

По словам генерального директора ООО «Газпром добыча Иркутск» Андрея Татарникова, разработка обоснования инвестиций должна быть завершена к концу первого полугодия 2013 года. «За разработкой данного принципиально важного документа последует принятие инвестиционного решения и собственно реализация проекта, — отметил он. — Считаю, что правительству Иркутской области и Законодательному собранию региона необходимо принять активное участие в его разработке, направив свои предложения в проектно-изыскательский институт».

Предложения иркутские власти сформулировали и решили не просто их направить в институт, а сами напросились на встречу к руководству НИИ, но, по словам Безрядина, попасть туда «стоило больших усилий». Первые лица области хотели понять, во сколько газпромовские специалисты оценивают объемы потребления газа в Приангарье. «Чиновники «Газпрома» были очень осторожны в оценках и в итоге назвали цифру 2—2,5 млрд куб. м в год, — сообщил Максим Безрядин. — Мы понимаем, что «Газпром» за такой объем даже пальцем не пошевелит, а если пошевелит, то газ в итоге будет стоить как сбитый «Боинг». Более того, в институте нам заявили, что «Саянскхимпласт» и «Ангарский нефтехимический комбинат», как основные потенциальные потребители газа, не предоставили по разным причинам данные о своих потребностях в этом ресурсе, а «Иркутскэнерго» заявило только о 400 тыс. куб. м в год для ТЭЦ в Правобережном округе Иркутска, но в отдаленной перспективе».

Последнее заявление возмутило генерального директора «Саянскхимпласта» Николая Мельника. Он подчеркнул, что его предприятие на любой запрос оперативно предоставляет данные о потребностях в газе. «Из этого института к нам никто не обращался за такой информацией», — обиделся Мельник. Он также отметил, что проект саянского комплекса газопереработки прошел экспертизу в «Газпроме», и с учетом их замечаний были откорректированы объемы потребления — с 4,5 до 9 млрд куб. м в год.

Максим Безрядин заявил, что если в итоге «Газпром» заявит о нерентабельности разработки Ковыкты, власти будут газифицировать регион при участии компаний, разрабатывающих малые месторождения, — «Петромир», «Роснефть», «Иркутская нефтяная компания», «Дулисьма». «А пока, чтобы побудить к добросовестной и честной работе газпромовский институт, мы направили туда письмо с предложением рассмотреть другие варианты по объемам добычи газа на Ковыкте, — сообщил зампред. — Мы предлагаем с 2017 года добывать 2—2,5 млрд куб. м в год, к 2020 году нарастить объем на 2 млрд и к 2022 — еще на 3 млрд куб. м. Кроме того, мы предложили оценить другой вариант прохождения газопровода с Ковыкты. Если «Газпром» рассматривает маршрут Жигалово — Саянск — Ангарск — Иркутск, то мы предлагаем подумать о том, чтобы пустить трубу с Ковыкты через Жигалово в Ангарск». Безрядин пояснил, что при таком варианте в Саянск газ будет поставляться по существующей транспортной инфраструктуре, что удешевит проект.

Впрочем, по какому бы маршруту ни пошла труба в Иркутской области, ясно одно — с экспортом ковыктинского газа в Китай мы опоздали, ведь Поднебесная, похоже, нашла способ не зависеть от импорта этого ресурса. По крайней мере, некоторые эксперты считают, что добыча сланцевого газа в Китае, начавшаяся в прошлом году, будет способна удовлетворить внутренний растущий спрос. Для Китая добыча сланцевого газа стала приоритетным направлением, в стране даже принят национальный план его развития. По оценкам специалистов, извлекаемые запасы сланцевого газа в Китае достигают 36 млрд куб. м. Предполагается, что КНР обладает куда большими запасами сланцевого газа, чем США — мировой лидер в этой индустрии.

В прошлом году англо-голландская нефтегазовая корпорация Royal Dutch Shell подписала первый контракт на разведку и добычу сланцевого газа в Китае. Вместе с китайской China National Petroleum Corp она будет разрабатывать месторождения в провинции Сычуань на западе страны. Shell будет применять в добыче технологию гидравлического разрыва пластов, широко используемую при разработке сланцевого газа в США. Именно эта технология позволила американцам резко увеличить объемы добычи ранее малодоступного ресурса в 2000-е годы. Китай уже к 2015 году планирует выкачивать 6,5 млрд куб. м этого сырья в год.

Помимо Китая и самых преуспевающих в этом энергетическом сегменте США, сланцевым газом заинтересовались и другие страны, например, Украина и Казахстан. А некоторое время назад ряд экспертов выражал опасения по поводу того, что стремительно развивающийся сектор сланцевого газа в США, где цена на него не превышает себестоимость добычи, серьезно пошатнет позиции «Газпрома» и российского рынка продукции нефтегазохимии, ведь в Россию завозится, например, большое количество дешевого импортного ПВХ, произведенного как раз из сланцевого газа.

Впрочем, участники иркутского рынка не видят для себя серьезной угрозы. Один из экспертов отрасли отметил, что в тех же США сейчас поднимается ипотечный рынок, и стране самой необходимо для строительства большое количество пластмасс, поэтому Штаты все-таки не делают ставку на импорт своей продукции.

Что же касается перспективы ухода ковыктинского газа за границы Иркутской области, то пока «Газпромом» вроде бы рассматривается вариант соединения Ковыкты с Чаяндинским месторождением в Якутии. Но, согласно Восточной газовой программе, в первую очередь будет обустраиваться все-таки Чаянда, а Ковыкта — по остаточному принципу.

В планах «Газпрома», начав работы на Чаяндинском месторождении, построить газопровод из Якутии через Хабаровск на Владивосток протяженностью 3,2 тыс. км, после этого одновременно с обустройством Ковыкты начать строительство газопровода протяженностью 800 км, который соединит Чаянду с нашим месторождением.

В дальнейшем предусматривается возможность поставки газа из Иркутского центра газодобычи на запад, в направлении Красноярска, Новосибирска, Омска, тем самым соединив Восточную Сибирь с Западной Сибирью, основным центром потребления. Таким образом, газовая монополия обещает создать единую систему газоснабжения всей России.

Светлана Латынина


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное