Первый день переговоров Кипра с Россией завершился провалом, общение кипрских чиновников с российскими властями продолжится завтра. Одновременно с этим Никосия продолжает консультации с Евросоюзом. В целом переговоры о спасении финансовой системы средиземноморского острова похожи на перетягивание каната между Россией и ЕС. При этом Кипр шантажирует и ту и другую сторону. Портал Банки.ру разбирался, какой результат переговоров на самом деле выгоден российским гражданам.
Визит делегации Кипра в Россию оказался пока крайне неудачным. Сначала министр финансов Кипра Михалис Саррис общался со своим российским коллегой Антоном Силуановым. В два часа дня общественности должны были сообщить о результатах. Однако назначенная на это время пресс-конференция в посольстве Кипра в последний момент была отменена. На выходе из Минфина Саррис заявил, что никаких конкретных результатов пока не достигнуто, и отправился на встречу с вице-премьером Игорем Шуваловым. Но и эти переговоры оказались неудачными.
«Никаких комментариев сегодня точно не будет», — ответил представитель секретариата Шувалова корреспонденту портала Банки.ру [индекс] на вопрос о результатах переговоров.
Обсуждение условий фондирования Кипра продолжится в Москве сегодня и завтра.
«Я думаю, что ситуация не скоро разрешится, — говорит главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. — Здесь нужна координация трех сторон — Кипра, Евросоюза и России. А эта координация, как мы видим, не слишком отлажена. Кипрская проблема не такая большая, как греческая. Ее главная опасность — удар по доверию вкладчиков к банкам. И тогда это может привести к новому витку кризиса в Европе. Кипр, по сути, создает прецедент, когда условия по банковским вкладам могут быть пересмотрены в одностороннем порядке».
Торг неуместен
Достоверной информации о том, как идут переговоры по спасению Кипра от банкротства, нет. Появляющиеся в СМИ новости тут же опровергаются.
После того как вчера вечером парламент Кипра отклонил законопроект о введении единовременного принудительного налога на депозиты, появилось несколько «планов Б». В частности, стало известно, что Центральный банк и правительство Кипра готовят два альтернативных плана по изысканию 5,8 млрд евро [индекс] на случай, если соглашения с МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссией достигнуть не удастся. Один из возможных вариантов предполагает ограничение оттока вкладов с островного государства, а второй предусматривает создание «плохого банка» для перевода в него проблемных кредитов Laiki Bank и Cyprus Popular Bank Ltd.
Однако достоверно известно только то, что Кипр ведет переговоры и с Россией, и с Евросоюзом. По мнению наблюдателей, остров сталкивает лбами своих партнеров, пытаясь выторговать наиболее выгодные условия.
«Торг заключается в том, что Кипр шантажирует кредиторов с одной и с другой стороны тем, что решит свои проблемы с помощью других. Грубо говоря, Германию он пытался шантажировать тем, что если та не даст достаточно денег, то Кипр попросит денег у России, а, соответственно, у России проблема в том, что если она не даст денег, то Кипр не может гарантировать, что российские счета не будут заморожены», — объясняет главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова.
Но какое решение будет выгодно российской экономике и российским властям?
Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова:
«Для России вообще нет особого смысла давать кредит Кипру: если есть какие-то беспокойства по поводу потерь на Кипре, надо помогать конкретным структурам — крупным стратегическим компаниям или банкам, которые потеряют средства. Если деньги потеряют физические лица, с точки зрения российского государства это будет подтверждением того, что не стоит хранить сбережения за рубежом, потому что там «надежнее». Российское правительство хочет вернуть доверие к национальной банковской системе и, конечно, хочет, чтобы российские капиталы держали на депозитах в российских банках. Поэтому эта ситуация очень хорошо сама по себе играет на руку российскому правительству».
Доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:
«Нынешняя ситуация с помощью России Кипру очень хорошо описывается английской идиомой to throw good money after bad, то есть «упорствовать в безнадежном деле». Сейчас речь идет о том, чтобы вновь выделить Кипру «живые» деньги российских налогоплательщиков для спасения замороженных частных средств, возвратность которых под большим сомнением. С какой точки зрения ни посмотри — экономической, политической — это очень странное и кривое решение.
Россия уже и так выдавала Кипру кредит под фантастически низкие проценты (4,5%) на фоне того, что Кипру понижали суверенный рейтинг. С точки зрения экономических интересов России было бы лучше, чтобы правительство держалось подальше от операции по спасению Кипра. Единственная правильная стратегия в переговорах с Кипром — настаивать на гарантиях погашения уже выданного кредита в установленные сроки.
Сейчас из уст разных государственных деятелей очень часто звучит фраза: «Россия должна защитить свои деньги». Но денег собственно России на Кипре нет или почти нет — в местных банках хранятся деньги российских граждан и компаний. Конечно, правительство должно заступаться за интересы своих граждан и компаний. Но по большому счету это частные истории, где государство мало что может сделать, не рискуя еще большими деньгами.
Другое дело — госкомпании. Например, есть группа ВТБ, у которой действует «дочка» на Кипре. Представители банка говорят, что ущерб будет незначительным, но, судя по всему, потери будут больше тех 10 миллионов евро, о которых заявлено. В этой ситуации менеджмент этой компании, как и других, должен отчитаться перед своими акционерами, в том числе перед государством, почему они допустили такие риски — позволили заморозить серьезные средства, хотя ситуация на Кипре предсказуемо ухудшалась уже довольно давно».
Советник Института современного развития Никита Масленников:
«На самом деле ситуация не так критична, как ее преподносят в СМИ. Этот вопрос можно решить и менее болезненно, без краха банковской системы Кипра и без потери вкладов российских компаний. Евросоюз мог бы отказаться от требования вводить налог на депозиты взамен на налог на доходы от депозитов. Кроме того, вместо вкладов клиентам кипрских банков можно было бы предложить сберегательные сертификаты, которые являются довольно самодостаточным инструментом. Также я считаю, что вопрос докапитализации должны тихо были решать акционеры кипрских банков, а не раздувать эту проблему до таких масштабов. В дополнение к этому Кипр может приватизировать какую-то часть активов разных сфер своего бизнеса или продать несколько своих островов».
Директор банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков:
«Вчера Кипр принял неправильное решение, отказавшись от условий поддержки, выдвинутых Евросоюзом. Сейчас банки не работают. Как только они откроются, на них начнется набег вкладчиков, которые будут требовать свои деньги обратно. Сбудется самый страшный сон банкира, когда все вкладчики одновременно пришли за деньгами. Если учесть, что общая сумма вкладов составляет 90 миллиардов евро, или 80% от годового ВВП, то такое развитие сценария — крах для кипрской банковской системы. Чтобы избежать этого, очевидно, необходимо будет вводить ограничения по снятию денег со счетов.
Кипру не понравилась помощь еврозоны, и остров двинулся со своими проблемами в Россию. Да, Россия богатая страна, и мы можем не только пролонгировать кредит, но и выдать еще один. Но почему мы должны кредитовать из своего бюджета ради тех людей, которые не хотят у себя дома платить налоги? Почему это должно происходить за счет честных российских налогоплательщиков? Если мы реально, а не на бумаге хотим бороться с офшорами, сейчас представляется уникальный шанс.
Мне кажется, сейчас было бы наилучшим путем для Кипра провести голосование в парламенте еще раз и принять условия еврозоны. От введения налога на депозит выиграли бы и российские вкладчики, ведь сейчас они вовсе рискуют потерять все инвестированные средства, а так бы просто заплатили предлагаемый налог и дальше спокойно бы работали».
Александра КРАСНОВА, Михаил ТЕГИН, Юлия ТИТОВА, Banki.ru




SIA.RU: Главное