Поздно вечером 19 марта состоялся телефонный разговор президентов РФ Владимира Путина и Кипра Никоса Анастасиадиса. Как следует из текста, опубликованного российской президентской пресс-службой, господин Анастасиадис проинформировал Россию, что предложение Еврогруппы о помощи финансовой системе Кипра (именно по этой инициативе от 16 марта на Кипре обсуждалась идея "налога на депозиты") отвергнуто парламентом страны и 20 марта в Москве на переговорах будут обсуждаться альтернативные варианты. В Москву в этот момент уже прибыли министр финансов Кипра Михалис Саррис и министр энергетики, торговли, промышленности и туризма страны Георгиос Лаккотрипис.
Уже в первой половине дня стало очевидно, что переговоры провалились. После короткого раунда переговоров в Минфине у Антона Силуанова делегация отправилась вне плана к первому вице-премьеру Игорю Шувалову. По данным "Ъ" от источников, знакомых с ходом переговоров, основной проблемой было то, что кипрская сторона де-факто не имела конкретных выработанных предложений к РФ. "У них не было ничего, что можно было бы предметно обсуждать",-- утверждает собеседник "Ъ". Второй подтверждает, добавляя, что господин Саррис якобы даже не имел твердого мнения о сумме, которая оперативно необходима Кипру в ближайшие дни.
Затем министры направились к министру энергетики Александру Новаку, информации о ходе этой части переговоров нет. Сам господин Саррис сообщил лишь, что сложность ситуации на Кипре ранее "недооценивалась".
Кипрские телеканалы сообщали 20 марта, что в составе делегации Кипра в Москву прилетели руководители Cyprus Popular Bank (CPB, торговая марка Laiki) -- одного из двух банков Кипра, с проблемами которых связана острая фаза кризиса. Но к вечеру представители ВТБ (потенциального покупателя банка) официально опровергли интерес к CPB, а правительство Кипра -- само намерение продать национализированный в 2012 году банк. "Газпром" официально опроверг наличие у него каких-либо предложений к структурам Кипра: ранее появлялась информация о том, что компания якобы заинтересована в получении лицензии на блоки газовых месторождений на Кипре в обмен на помощь. В любом случае очевидно, что такого рода сделки не могут быть сформированы "на лету" и требуют минимум нескольких недель переговоров.
В течение всего дня ситуацию с Кипром обсуждало и его правительство, и Еврогруппа, и ЕЦБ, но в течение всего дня она развивалась исключительно в негативном ключе. Накануне саммита ЕС--РФ стало очевидно, что ЕС и, в частности, федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель восприняли намерение Кипра включить в обсуждение "плана спасения" не менее негативно, чем президент России Владимир Путин -- рекомендации Еврогруппы Кипру. По мнению госпожи Меркель, Кипру сейчас не следует обсуждать "планы спасения" ни с кем, кроме "тройки" ЕС-ЕЦБ-МВФ.
Масштабы возможных потерь для РФ между тем стали более определенными. Опубликована статистика IIF о состоянии кипрской банковской системы, основанная на данных МВФ и ЕЦБ. Объемы депозитной массы, контролируемой нерезидентами в банках Кипра, оценивается в 37,6 млрд евро, из них порядка 19 млрд евро могут быть аттрибутированы как средства преимущественно российского, украинского и ливанского происхождения.
Вечером 20 марта ЦБ Кипра объявил о продлении "банковских каникул" на Кипре до 21-22 марта. На практике это означает остановку всех банковских операций до 26 марта (25 марта банки закрыты официально из-за праздника). Сегодня парламент Кипра обсудит новые предложения правительства страны по банковской реформе. В них подтвердятся или не подтвердятся слухи из банковской среды Кипра о якобы готовящейся с 26 марта "заморозке" большей части депозитов на Кипре на три года, введении крупного налога на прирост капитала и на банковские дивиденды -- вместе с "налогом на дивиденды" в новой формулировке или вместо него.




SIA.RU: Главное