Новости

Спасибо этому дону. Испания - рай для детей и пенсионеров, однако последнее место для работы и карьеры

Типичное представление об Испании — знойные фешенебельные курорты, европейский сервис, сплошное веселье, богатство и роскошь. Но корреспонденты "Денег", объехавшие все главные курорты страны, обнаружили нетипичную, настоящую Испанию. Это и правда рай для детей и пенсионеров, однако последнее место для работы и карьеры.


ВЛАДИМИР ГЕНДЛИН


Райское межсезонье

Памятная картинка: толпы бледнокожих туристов из России и прочей Северной Европы вываливаются из самолетов, все такие в цветастых шортах и футболках, с ошалевшими детишками, увешанными надувными кругами, и, обливаясь потом от жары, мчатся в автобусах к вожделенным пляжам, чтобы поскорее нахвататься солнечных ожогов и ударов, наглотаться морской воды, наплясаться до одури на ночных дискотеках и через неделю-другую убыть с облезшими красными лицами и чувством исполненного отдыха.

Но такой Испании, какую мы увидели в конце февраля, туристы обычно не знают. Когда в аэропорту Мадрида у тебя изо рта неожиданно начинает идти пар, потому что погода -- плюс 6. с ветром. Когда пляжи Барселоны и холмы Андалузии припушены снегом и только что появившиеся розовые лепестки вишен шокированы таким холодным приемом, так что мы, проезжая на машине сотни километров этих садов, тревожно напеваем: "Пропали вишни в саду у дон Хуана, у дон Хуана пропали вишни..." А потом расскажите кому-нибудь историю о том, как во время экстремального купания на пляже в Валенсии у вас украли зимний пуховик местные бродяги,-- на вас посмотрят как на психа, попутавшего концы света. Бродяги, кстати, будучи настигнуты, пуховик сразу вернули с жалобным оправданием: "На улице так холодно, а куртка такая теплая..."

А в Трухильо, который называют самым аутентичным испанским городом, где время застряло в Средневековье и где жил свирепый головорез-конкистадор Франсиско Писарро, и вовсе царит тишь и запустение.

Но и лето еще не панацея. Испания в тяжелом экономическом кризисе. Безработица превысила 26%, без дела слоняются 6 млн человек, минимальная оплата труда чуть больше 600 евро в месяц, а 1-1,5 тыс.евро считается неплохим доходом для семьи. Испанцы в массовом порядке уезжают в Северную Европу в поисках работы и нормальной зарплаты. А те, что остаются, вяло пытаются продать богатым иностранцам -- англичанам, немцам, шведам, норвежцам и особенно русским -- хоть что-нибудь, что умеют делать хорошо: стаканчик кофе, бутылку вина, паэлью с морепродуктами, квартиру или виллу с видом на море. Вяло, потому что даже в кризис не любят перенапрягаться.

Варвара, предпринимательница из Якутии, приехала в городок Торревьеха покупать виллу. Чтобы родители здесь отдыхали с внуками, да и самой наведываться, хотя бизнес-то у нее далеко -- в Юго-Восточной Азии. Сумму сделки не называет, но это явно больше 300 тыс.евро, плюс еще ведет переговоры с банками об ипотеке хотя бы на 50%. Очень много бюрократической волокиты, Варвара неделями мается от безделья, и сотрудники риэлторского агентства пытаются ее развлечь: сделка крупная, клиент серьезный, упустить никак нельзя. Вот сегодня мы с ней едем в соседний Бенидорм в кабаре, которое здесь называют "местный Мулен руж" -- с оглядкой на знаменитую парижскую "Красную мельницу".

Компактное проживание

Вообще-то вид на жительство в Испании никогда не был большой проблемой. И сейчас многие покупатели испанской недвижимости, даже не очень дорогой, без особого труда получают этот кусочек пластика, делающий его обладателя полноправным жителем страны и Евросоюза в целом. По словам опрошенных адвокатов и риэлторов, отказов почти не бывает.

Однако подавляющее большинство тех бывших соотечественников, кто обслуживает нынешних русских визитеров в риэлторских агентствах, адвокатских конторах и турфирмах, получили все свои права вплоть до гражданства, не вложив ни копейки. Почти все они -- бывшие "нелегалы". То есть те, кто в свое время приехал в Испанию по обычной туристической визе и не захотел возвращаться. По словам Натальи, также бывшей "нелегалки", лет десять назад, в годы благословенного строительного бума, в Испании было очень легко найти работу. Даже иностранцу. Даже без знания языка. Даже без высокой квалификации. Достаточно было прийти на стройку и знаками предложить свои работящие руки. Брали с ходу и платили от 3 тыс.евро до 10 тыс.евро  в месяц.

Так в свое время поступил и ее муж Виктор, не знавший языка и не имевший строительных навыков. На зарплату можно было снять квартиру, а потом на этом основании получить налоговый номер и номер социального страхования, счет в банке, водительские права, отдать детей в школу, а новорожденным обеспечить бесплатные медицинские страховки. Сейчас Наталья и Виктор живут в собственном доме с дочками Машей и Ксюшей, которые после школы проводят время на детской площадке или в бассейне. Говорить предпочитают по-испански.

Татьяна Семенова, глава риэлторского агентства Globus, одного из крупнейших в Торревьехе, работающих с русской клиентурой, прибыла в страну десять лет назад такой же "нелегалкой". А за две недели до нашего приезда ее дочери Анна и Лиза получили испанское гражданство. Татьяна успела коммерчески развернуться: кроме агентства у нее крупный магазин русской книги и сувениров, кафе, фитнес-клуб, а на подходе еще и ночной клуб.

Сейчас упомянутая синекура для вновь прибывших закончилась: найти работу нелегко даже самим испанцам, не то что "нелегалам". Но теперь сюда едут другие русские. К примеру, дети -- учиться.

Городок Торревьеха волей судеб оказался одним из крупнейших центров русской диаспоры в Испании. Именно здесь в начале 2000-х велось самое активное строительство на побережье Коста-Бланка, именно сюда устремились тысячи нелегалов из СНГ. Регион Валенсия считается самым дешевым и нераскрученным курортом Испании, и цены здесь заметно ниже, чем в Каталонии или в Андалузии, на фешенебельном Коста-дель-Соль. По этой причине многие русские инвесторы и предпочитают покупать недвижимость в районе Торревьехи. Впрочем, "наши испанцы" всего лишь тянутся за общим трендом: 55% местного населения -- иностранцы, а всего здесь представлено 130 национальностей. Россиян в Торревьехе 4,5 тыс. (5%), примерно столько же немцев и шведов, а лидируют англичане, которые не меньше наших известны охотой к перемене мест,-- их 13 тыс.

Внутренние заботы

Нынешних российских инвесторов в Испании можно разделить на две основные категории. Первая -- пожилые пары, досыта наевшиеся российского бизнеса и "понятий" и захотевшие тихой, спокойной жизни в цивилизованной стране. Вторая -- пары молодые, с малыми детьми, где глава семейства зарабатывает в России и вахтовым методом навещает семью, пока дети наслаждаются теплым климатом, дешевыми фруктами, экологией и делают первые шаги в получении европейского образования.

Владимир Иванов, заглянувший в кафе Татьяны Семеновой на чашку кофе, поведал банальную историю. Был успешный бизнес в Красноярске (торговал отходами леса, потом владел заводом лакокрасочных покрытий), были хорошие отношения с властями и милицией. До тех пор, пока не наступил на хвост кому не надо -- выиграл суд по возмещению долга у московской фирмы на 8 млн руб. Вскоре зачастили проверки, милиция врывалась и изымала документы, а знакомые омоновцы сказали по секрету, что был звонок из Москвы. И все его местные связи оказались бессильны. Человек он пожилой, так что решил плюнуть на бизнес в России и перебрался в Испанию, чтобы чем-то заняться здесь. Сначала хотел дом, но не понравилось отсутствие городской инфраструктуры, поэтому год назад купил квартиру площадью 80 кв. м (три спальни), а сейчас хочет сменить ее на 170-метровый двухуровневый таунхаус. "Цены упали на 40-50%, так что надо торопиться",-- говорит Владимир, полный впечатлений после посещения нотариуса. Доволен и риэлторами, и банком: ипотеку дают на 50-60% под 5% годовых да на большие сроки, не берут штрафы за досрочное погашение, и, что особенно приятно, при выплатах одновременно гасятся и проценты, и тело кредита. В отличие от российской практики.

А вот Оксана и Антон Зыгарь из другой категории. Оксана с четырехлетней дочкой почти постоянно живет в местечке Пунта-Прима (3 км от Торревьехи). В прошлом июне семья приобрела четырехуровневый таунхаус -- 160 кв. м. При строительстве дома цена была .300 тыс., но Антон купил дешевле, сейчас стоимость этого жилья -- около 1,5 тыс.евро за квадратный метр. "Коммуналка" в сезон обходится в 200 евро (уборка, охрана, общественный бассейн).

У Антона бизнес в Москве, летом прилетает к семье каждые две-три недели, потом в конце октября--начале ноября, на Новый год и еще в феврале -- чтобы пораньше весну встретить.

-- А не бывает скучно одной? -- спрашиваю Оксану.

-- Нет, не скучно. Ездим на пляж, по детским развлечениям (в окрестностях есть аквапарки и зоопарки), по магазинам. Еще поразило вождение на дорогах: у нас ведь каждый день как в бой на истребителе, а тут спокойно.

Было интересно узнать, что думают местные власти о нашествии русских. Вице-мэр Торревьехи по культуре и туризму Луис Мария Писана -- один из самых молодых чиновников, которых я встречал, ему еще нет тридцати.

-- Сейчас, в кризис, все хотят русских денег,-- говорит он.-- А мы привлекали и любили русских всегда. Вообще, наш край мультикультурный, мы моряки и рыбаки и никогда не ущемляли иноземцев. Русские -- образованные люди, многое умеют, хорошо адаптируются. Почти каждый год сюда приезжает московский балет.

-- А что с мифами про русскую мафию?

-- Везде есть люди хорошие и плохие, но большинство приезжают, чтобы улучшить свою жизнь. Да, иностранцы совершают больше преступлений, но давайте вспомним про колумбийцев, венесуэльцев, албанцев, румын. Да, были русские криминальные группы по 10-15 человек, но полиция у нас хорошо работает. К румынам тут относятся хуже. Вообще, мы очень надеемся на роль русских в нашей экономике. Чтобы учились в наших университетах, покупали недвижимость, хотим сделать все это доступнее, без лишней волокиты. ЕС, правда, беспокоится, что будут приезжать плохие резиденты. Но уже сейчас в Аликанте круглый год прилетают прямые рейсы из Москвы -- четыре в неделю. И люди приезжают надолго. Ведь у нас теплее, чем во всей Испании, более 300 солнечных дней в году. Думаю, парламент примет правильное решение по поводу вида на жительство за недвижимость.

Другой уровень

Официанты в ресторане в Пуэрто-Банусе несуетливы. Настолько, что приходится перейти в другое заведение. Кризис не меняет привычек испанцев, притом что Пуэрто-Банус -- "золотая миля" Марбельи, самого фешенебельного курорта Испании.

Валентина Иванова, 56 лет, с интересом изучает меню, выискивая новинки, рассказывает, как взяла видеоурок по приготовлению паэльи (местный плов) с молочным барашком. Она живет в купленной за 700 тыс.евро квартире в Сан-Педро (пригород Марбельи) и успела хорошо на этом курорте освоиться. И на курсы испанского походила, и по Европе поездила вместе с мужем Николаем, и на Канары. А также посетила все балы и кинофестивали. В общем, скучать не приходится. Да еще дети приезжают регулярно, они тоже купили здесь квартиры. Были проблемы со зрением -- сделала в Малаге операцию на глазах (3 тыс.евро за глаз) и осталась в восторге от местной медицины. Через месяц получит вместе с мужем вид на жительство -- решение консульства уже есть.

Марбелья не Торревьеха, это совсем другой уровень, испанская Лазурка. Про знаменитостей здесь все знают. Кобзон и Михалков живут в комплексе, где квартиры стоят от 1,2 млн евро, Гусинский -- в Сото-Гранде.

В общем, заметная компания. И между тем хорошую квартиру с тремя спальнями в новом комплексе здесь можно купить всего за 90-120 тыс. евро. Рынок стоит. То есть не растет и не падает. Инвесторы ждут, когда упадет до самого дна, чтобы снять сливки по минимальной цене. Продавцы ждут, пока у покупателей кончится терпение. А те, кто хочет жилье прямо сейчас, имеют массу предложений. Ведь даже в Марбелье можно жить и на 100 тыс. евров день, и на 50 евро в неделю.

Андрей Власенко приехал сюда летом 1998 года по турпутевке, когда грянул кризис и он потерял почти все сбережения ($100 тыс.) в "СБС-Агро". Остался, организовал риэлторский бизнес вместе с партнером Хазретом Небежевым. Поначалу было трудно, но потом раскрутились. Андрей шутит: "Здесь живут артисты, футболисты, террористы -- и все одинаково расслабляются, улыбаются друг другу и наслаждаются жизнью". Партнеры знают дешевые способы получения ВНЖ -- к примеру, достаточно отдать ребенка в местную школу. Вместе с ним вид на жительство получит и один из родителей.

Виды на работу

Многие родители считают местное образование хорошей стартовой площадкой для международной карьеры своих детей. Это действительно так, однако не каждый выпускник сумеет найти работу в Испании. И тогда придется возвращаться домой -- студенческий вид на жительство после окончания учебного заведения сразу теряет силу. Кстати, не самый плохой вариант: по словам Екатерины Мошниковой, заканчивающей программу MBA в бизнес-школе Eserp в Барселоне, европейские студенты знают, что лучшие зарплаты сегодня как раз в России, и даже ее близкий друг--француз готов переехать в Москву.

Так или иначе европейское образование дает молодому кандидату определенные очки.

 


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное