Отправляясь с картой за границу, всегда придумываешь «план Б»: что делать, если деньги заблокируют на счете. Но одно дело, когда вы едете максимум на пару недель в Европу и можете одолжить денег у своих попутчиков. Совсем другое дело — продержаться несколько месяцев в Юго-Восточной Азии, работать удаленно, получая гонорары на банковскую карту и снимая наличные уже в местной валюте.
Мы всё продумали. Мы всё предусмотрели. Планируя наше затяжное путешествие, мы с мужем держали в голове все неприятные истории, в которых знакомые и незнакомые люди оказывались за границей с заблокированными банковскими картами. Конечно же, мы подстраховались. К моей некогда зарплатной карте Райффайзенбанка, которая, с учетом всех пролонгаций, верой и правдой служит мне уже больше пяти лет, мы решили завести еще одну — на всякий случай. Выбор пал на Связной Банк: он подкупил нас отсутствием комиссии при снятии суммы свыше 1 тыс. рублей в любом банкомате мира. «Мне нужна карточка для снятия наличных за рубежом, в Юго-Восточной Азии», — несколько раз предупредил муж операционистку в салоне на Тверской, уточнив, что уезжает надолго и в ближайшие месяцы в офисе банка появиться не сможет. Барышня очаровательно улыбнулась и, протягивая фирменную разноцветную карточку, уверила: беспокоиться не о чем.
Беспокоиться, однако, было о чем: карточку заблокировали после первого же снятия наличных по приезде в Бангкок, о чем банк сообщил нам по СМС. Разъяснения службы техподдержки нас удивили: таиландская трансакция [индекс] показалась им подозрительной, как будто информацию об отъезде в страны ЮВА мы оставляли улыбчивой операционистке для поддержания дружеской беседы. Более того, теперь, как объяснили нам работники колл-центра, карта вообще будет блокироваться после любой попытки снять деньги, и, чтобы продолжать ею пользоваться, нужно будет каждый раз звонить на московский номер и подтверждать совершенную операцию. Делать было нечего. Разблокировав карту, мы сняли очередную порцию наличных и уехали к друзьям на побережье в местечко Тон-Cай — скалолазную Мекку на юго-востоке Таиланда.
Тон-Сай — полуостров, окруженный красивейшими горами. Центральная скала Тон-Сай-вол выходит прямо на пляж, и штурмовать ее нагруженные килограммами веревок клаймберы (альпинисты) со всей Европы начинали уже с утра. К вечеру же наши знакомые бейсджамперы (бейсджампинг, от англ. base jumping — экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов. — Прим. ред.) поднимались на скалу с парашютами и прыгали с высоты 160 м, паря три секунды в свободном падении и приземляясь на узкую линию песка у моря. Электричество в наше скромное бамбуковое бунгало подавалось с 18:00 до полуночи, телефон почти не ловил связь, мы наслаждались морем, скалами и прочими атрибутами тропического рая.
Цивилизация передала нам привет дней через десять. Пробившийся сигнал сотового оператора доставил запоздалое СМС от «Связного», в котором нас снова уведомляли, что карта заблокирована — на этот раз окончательно. Мы бросились звонить в банк. «Да, карта заблокирована, но вы можете прийти с паспортом в любое отделение банка и все восстановить», — с отзывчивостью робота сообщил нам сотрудник службы техподдержки, звонок в которую, к слову, обошелся в 50 долларов. Ближайший «Связной» еще много месяцев должен был находиться от нас на расстоянии в несколько тысяч километров, так что после сеанса вынужденной пранаямы (глубокий вдох-выдох-вдох) мы «расчехлили» основную карту Райффайзенбанка и отправились к банкомату, который находился чуть ближе — на соседнем пляже. Пути до него было два: ползком через нависающие над водой камни или пешком через джунгли. Мы выбрали первый. Крепко прижимая к груди единственную связь с материальным миром, мы ползли над водой на высоте двух метров и думали только о том, чтобы «родной» «Райф» нас не подвел.
Он не подводил нас весь остаток месяца в Таиланде и еще целый месяц в Камбодже. Счастливые времена! Ни о чем не заботясь, мы снимали деньги в тайских батах, оставляя неизменную в Тае комиссию в 150 батов (примерно столько же в рублях), и в камбоджийских риелях, которые местные принимают весьма неохотно, предпочитая расплачиваться во второй национальной валюте — долларах. Осечка случилась у нас во Вьетнаме. Сняв в Хошимине пару миллионов вьетнамских донгов (около 3 тыс. рублей), мы умилились тому, что местные пластиковые деньги можно стирать вместе с джинсами, и довольно скоро их потратили. Следующая попытка пополнить запасы наличности стоила нам седых волос. Мы кочевали от банкомата к банкомату и, вводя ПИН-код, получали неизменный отказ в трансакции. Поняв, что пятый по счету аппарат вряд ли может быть неисправен, мы в мрачном настроении — «Началось!» — погрузились в поджидавший нас автобус в Нячанг и от вынужденного бездействия на ближайшие семь часов (нам предстояло проехать 450 км) строчили отчаянные СМС родным.
Конечно, они подняли на уши банк, так что мне оставалось только судорожно вспомнить кодовое слово [индекс] , которым я первый и последний раз пользовалась при заполнении документов на оформление карты, когда сотрудница банка позвонила мне прямо в автобус. «Вы находитесь за границей? — строго спросила она, перекрикивая дорожные шумы, как будто банк впервые хватился моего отсутствия за все два месяца путешествий. — Вообще-то вы должны были уведомить нас о своих перемещениях!» Каюсь: об этом я слышала впервые в жизни. Я снимала наличные в Париже и Лондоне, Бангкоке и Дели, Стамбуле, Риме и Барселоне — до сих пор «Райффайзен» не проявлял ни малейшего интереса к моим зарубежным трансакциям. К счастью, проблема решалась легко: теперь мне нужно было лишь каждый месяц звонить в банк, сообщая о плане ближайших передвижений.
Последующие два месяца я разве что не обводила красным в календаре день звонка. Все работало как часы. Проблем со снятием наличных не было даже в Лаосе, где, как уверяла добрая половина Интернета, пара банкоматов водилась только в столице. Ерунда: деньги снять можно было не только во Вьентьяне или в туристическом Луанг-Прабанге — городе-музее, целиком находящемся под защитой ЮНЕСКО, но и в отдаленной северной провинции Пхонгсали — если, конечно, не забираться глубоко в этнические деревни, где представители малой народности акка живут сбором и продажей чая и до сих пор обходятся без электричества.
Финальный этап испытаний ждал нас по возвращении в Таиланд. На день просрочив лаосскую визу и заплатив штраф (по 10 долларов с каждого), мы пересекли лаосско-таиландскую границу на моторной лодке и, имея в кармане запас в 40 батов, отправились искать банкомат. Хотелось завтракать. «Ближайший ATM будет через 200 метров, но обычно он неисправен. Идите к следующему — он через полтора километра», — предупредила нас встреченная по дороге тайка, так что мы даже не удивились, когда первый аппарат выдал нам надпись: «Ошибка коммуникации». Однако второй банкомат оказался не более общительным. Тот, что за ним, — тоже. Похоже, в предотъездной суете я все-таки забыла позвонить в банк. К счастью, Wi-Fi в интернет-кафе стоил всего 20 батов, и вскоре я уже разговаривала с операционистом, который уверил, что через 10—15 минут я смогу снять все свои баты. Однако ни через полчаса, ни через час общаться с нами банкоматы по-прежнему не захотели. После серии нервных звонков по скайпу (на это ушли последние 20 батов) удалось выяснить, что проблема приключилась не у Райффайзенбанка, а у платежной системы Visa, которая на неопределенный срок перестала выдавать деньги через банкоматы в Таиланде. По крайней мере нам. «Но вы не волнуйтесь, вы можете снять наличные через POS-терминал в любом банке, нужно только ввести ПИН-код», — сообщила шестая по счету операционистка. Разумеется, совет ее был неприменим. Была суббота, и все банки Таиланда, а также наше последнее прибежище — система денежных переводов Western Union [индекс] — были закрыты до понедельника. Мы сняли гестхаус здесь же, на втором этаже интернет-клуба и, договорившись заплатить при выезде, принялись пересчитывать пачки завалявшейся у нас рисовой лапши. Их было семь, и это должно было стать всей нашей едой на ближайшие два дня. Еще у нас было два мешка собственноручно сделанного лаосского чая. К счастью, мы сделали контрольный звонок в «Райффайзен» ближе к вечеру. «Ответ из Visa получен, теперь все должно быть в порядке. Спускайтесь к банкомату, я наберу вас через пять минут», — торопливо прокричала в Skype седьмая работница банка, и мы, схватив телефон, бросились к АТМ. Там как назло была очередь, мы побежали к следующему, пять минут истекли, деньги по-прежнему не снимались, девушка все не перезванивала. «Я напишу об этом на Банки.ру! — на пике возмущения прокричала я, пока муж тянул меня к третьему банкомату, где — о счастье! — мы без всякого звонка сняли свои 10 тыс. батов и мгновенно повернули в ближайший супермаркет за едой. Девушка со счастливым номером семь нас так и не набрала.
Потом мы сидели в номере, ели сэндвичи из «7—11», и я пересказывала мужу разговор с операционистом номер два.
— Вы ведь будете в Таиланде до 9 апреля? — уточнил он, просмотрев мои записи в электронной карте.
— Да, но знаете что… Мы летим в Москву с пересадкой в Шри-Ланке. Если мы вдруг захотим попить кофе в аэропорту, вы не блокируйте нашу карточку. Пожалуйста! Она нам еще пригодится.
P. S. Полезные советы для путешественников в Юго-Восточную Азию.
1. Всегда имейте запасной вариант. Заведите вторую и третью карточку, все они должны принадлежать разным платежным системам.
2. Перед поездкой обязательно вспомните и запишите где-нибудь кодовое слово, которое будет незаменимо при звонке в службу поддержки банка.
3. Не рассчитывайте, что сможете постоянно расплачиваться банковской картой: исключения составят лишь фешенебельные отели и крупные торговые центры в Бангкоке. Даже в магазине «7—11» оплату по карте принимали не всегда. А в Duty Free на лаосско-таиландской границе нашу карту были готовы принять лишь при покупке на сумму, превышающую эквивалент 500 рублей.
4. Имейте запас денег в долларах — на всякий случай, храните их в отдельном кошельке. Большинство банкоматов предлагают снять деньги только в местной валюте, однако в Камбодже вам будет удобнее расплачиваться в долларах, которые имеют в стране статус второй национальной валюты.
5. Если вы оказались без денег и карты на выходных и сможете получить денежный перевод лишь в понедельник, договоритесь с гестхаусом об оплате при выезде — для многих азиатских отелей это норма.
Юлия ГОРДИЕНКО, для Banki.ru




SIA.RU: Главное

