Сегодня в Москве открылся экономический форум «Россия», организованный Сбербанком. На пленарной сессии эксперты обсуждали, какие главные вызовы стоят перед миром в XXI веке и какой путь лучше для России — идти на Запад или на Восток. Портал Банки.ру выбрал самые яркие высказывания участников дискуссии.
«Россия уйдет от нефтяной зависимости». Алексей Кудрин, министр финансов России (2000—2011):
«Сейчас правительства всех стран должны так много, что это давно вышло за ту черту, которая считается безопасной. Государства вернут свои долги. Но как они это сделают — непонятно, это самая большая неопределенность. Это вызов всего человечества. Мне кажется, это ключевая проблема XX века, и она сохранится в XXI веке.
Мы имеем неравенство в развитии государств. Нас ждет в будущем — это, прежде всего, снижение неравенства в развитии регионов мира. На арену выходит Китай и развивающиеся рынки. Это будут новые возможности для всего мира. Существенно изменятся доходы на душу населения между развитыми странами и развивающимися.
Мы не знаем точно, какие товары и продукты будут самыми прибыльными. Я не знаю, будет ли такая революция, какой была промышленная. Мне кажется, много изобретений дадут в комплексе качественный рост производительности труда. И это тоже станет механизмом снижения неравенства.
Россия уйдет от своей нефтяной зависимости, это безусловно. В силу новых возможностей, о которых я сказал. Россия тоже будет их использовать».
«По отношению к России я настроен оптимистично». Тони Блэр, премьер-министр Великобритании (1997—2007):
«Один из глобальных вызовов — усиление неравенства по всему миру. Это повышает угрозу протестных настроений. Кризис вскрыл главные проблемы. И если XX век был веком идеологий, то XXI век связан с тем, насколько эффективно работает государство. Ответы на вызовы связаны с эффективной политикой. Страны наиболее хорошо работают, когда они открыты.
Ваша способность привлекать инвестиции и настроения общества связаны. Когда жители уверены в своем будущем, то легче создать стабильность. Если говорить о России, то все говорят одно и то же: вам не нужна программа реформ. На самом деле вам нужны предсказуемые правила ведения бизнеса. Тогда вы получите инвестиции. Эти уроки не основаны на идеологии и комплексах, которые были в XXI веке.
Вам нужна хорошо действующая система здравоохранения и госуправления. Все это легко сказать, но очень сложно сделать. Я считаю, что перед Россией сейчас стоят огромные вызовы, но она находится на пороге огромных возможностей. То, что нужно сделать, — очевидно, но сделать это очень сложно. Но я, как всегда, настроен оптимистично. Я думаю, что эти вызовы надо решать, иначе альтернатива плоха».
«Рецессия в Европе продолжится». Вацлав Клаус, президент Чехии (2003—2013):
«Я удивлен, что в России Европа до сих пор рассматривается в качестве модели. Любой, кто приезжает из Европы, не может давать никому советы. Нам нужно решить наши проблемы дома, а не экспортировать неэффективные решения. Я не знаю, каковы перспективы Европы в ближайшие 10—15 лет. В Европе есть проблемы, которые сами по себе не исчезнут. Нам необходимо провести перестройку.
Мое предположение, что европейские политики этого не сделают. В итоге затраты (государственных бюджетов. — Прим. Банки.ру [индекс] ) будут расти, и европейская стагнация [индекс] будет расти. Я предполагаю, что Европе нужна децентрализация, а не централизация. При этом я не ожидаю драматических событий в Евросоюзе. Европа будет продвигаться медленно и с трудом. Такой путь будет означать снижение значения ЕС в нынешнем мире».
«Я завидую России». Ли Чжаосин, бывший министр иностранных дел Китая (2003—2007):
«Перед Россией вновь, как и 100 лет назад, повторяется проблема, какой путь выбрать. Это меня удивляет. Восток или Запад — это не вопрос. Я твердо верю, что россияне будут оставаться россиянами.
Китай — вторая по размеру глобальная экономика. Но я завидую России. В потенциале Россия станет самой крупной экономикой мира. По общему объему ВВП Китай находится на втором месте, но у нас очень большое население. Если смотреть на соотношение ВВП на душу населения, в России он такой же, как и в Китае. При этом у нас быстро стареет население. В Китае уже 170 миллионов человек, которым более 60 лет, включая и мою жену и меня. Мы видим, что в этом году прирост ВВП снизится до 7,5%. Мы уже использовали много ресурсов, нам пора сделать ставку на технологии и инновации.
Возможно, Китай встает перед гораздо большим количеством вызовов, чем Россия и многие страны. Россия — самая большая страна. Россия — предмет зависти всего мира, я вам завидую».
«Государство должно создать равные правила игры и уйти с дороги». Колин Пауэлл, госсекретарь США (2001—2005):
«Тот враг, на котором я концентрировался в своей профессиональной жизни, — это Россия, вернее Советский Союз. Когда я первый раз приехал в страну, она мне показалась темным местом. Я видел, что россияне не имели возможностей развиваться. В течение 40 лет я следил за развитием России.
В XXI веке главная проблема для России — как решать проблему зависимости от нефти. В США сланцевый газ изменил положение на рынке. Многие говорят, что мы в конечном итоге будем энергетически независимыми. Это скажется и на России. Российскому правительству необходимо повысить эффективность государства. Правительство должно создать равные правила для всех игроков и уйти с дороги. Я считаю, что экономику нужно переориентировать на потребительские товары. Меня всегда удивляло, что у вас были отличные танки, вы послали человека в космос, но у вас не было товаров народного потребления. Диверсификация [индекс] произойдет вместе с открытием экономики. Запад или Восток? Мы глобализированный мир. И любая страна, которая не понимает, что это так, не достигнет тех успехов, которых могла бы».
«Альтернативы доллару нет». Шарль Виплош, директор Международного центра денежных и банковских исследований:
«Финансовый кризис 2008 года вскрыл большое количество недостатков в финансовой системе. Банки принимали на себя риски, которые не были обоснованы. Финансовые контролеры «заснули» и не обращали на это внимания.
Финансовый мир очень сложный, его можно сравнить с «Формулой-1». Модели очень сложные, они предназначены для того, чтобы ездить по замкнутому кругу. Ошибка мировых финансовых регуляторов в том, что они открыли улицы для таких машин — и произошли ДТП. Сейчас уроки усвоены — появился «Базель III».
Если мы говорим о резервной валюте, то я не думаю, что тут произойдут изменения. Когда появился евро, многие экономисты говорили, что он вытеснит доллар. В зоне евро нет крупнейших финансовых рынков. Такой рынок есть в Великобритании, но она не ввела у себя евро. Сейчас нет валюты, которая бросала бы вызов доллару. Юань может быть серьезной валютой. Но китайским валютным рынкам нужно пройти большой путь, чтобы войти в «Формулу-1».
«Российским властям нужно уважать закон». Ричард Пайпс, профессор Гарварда:
«Отношение российского правительства к закону было зафиксировано графом Бенкендорфом: законы пишутся для подчиненных, а не для начальства. Большинство россиян ощущали это отношение.
Отсутствие юридических традиций ведет к безразличию к политике. Сейчас социальные опросы показывают, что россиянам больше нужен порядок, чем свобода. Потому что свобода россиянами воспринимается как анархия. Сложно будет преодолеть эту традицию, которая насчитывает больше тысячи лет. Это большая задача — воспитать европейское сознание у россиян. Добиться этого можно только уважением закона в первую очередь самими властями».
«Нам нужно ставить как можно меньше экспериментов». Герман Греф, председатель правления Сбербанка:
«Для России характерен поиск ответа на вопрос, каким является наш третий путь. В поисках новой модели в прошлом веке был проведен грандиозный эксперимент. В совокупности в прошлом столетии Россия потеряла 70 миллионов человек в результате войн, голода, миграции. На многие поколения вперед у России есть прививка от революций. Люди выбирают порядок. Нам нужно перестать искать наш третий путь. Сегодняшняя дискуссия показывает, что мы все знаем, что делать.
Законы экономики абсолютно универсальны. Никому не удалось уйти от тех трендов, которые здесь были озвучены. Надо найти наименее болезненные механизмы имплементации рыночной экономики. Ключевой вывод этой дискуссии: Россия является не только самой большой страной, но и самой сбалансированной экономикой. У нас есть капитал, природные ресурсы, человеческие ресурсы. Нам нужно идти по пути мировых цивилизаций и как можно меньше экспериментов ставить на себе».
Александра КРАСНОВА, Banki.ru




SIA.RU: Главное