Эксперты агентства Ernst&Young оценили эффект налоговой схемы «60-66-90» на нефтяную отрасль России. Результаты неутешительные: хотя реформа и стала катализатором инвестиционной активности нефтяных компаний, но не стимулировала нефтедобычу в России.
Напомним, схема расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты «60-66-90» (нефть, нефтепродукты, бензин) была введена в сентябре 2011 года. Она предусматривает следующие параметры:
- снижение экспортной пошлины на нефть путем уменьшения процента от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения с 65% до 60%;
- унификацию пошлин на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть;
- увеличение заградительной пошлины на бензин до 90% от пошлины на нефть.
Основная цель нового налогообложения была заявлена как увеличение инвестиций в переработку и производство более сложных нефтепродуктов, улучшение эффективности проектов по разработке новых месторождений, а также рост добычи и экспорта нефти.
Так, согласно проведенным Ernst&Young исследованиям, рост инвестиций в разведку и добычу с 2011 года составил 19%, в переработку 30%. Однако, по мнению экспертов агентства, налоговая нагрузка остается высокой, что сдерживает инвестиции в увеличение отдачи месторождений. В свою очередь, например, в Западной Сибири - ключевом нефтяном регионе - добыча с 2005 продолжает снижаться, пишут «Ведомости».
Стимулировать рост отрасли может уменьшение ставки на экспорт сырой нефти до 45%, ставка для нефтепродуктов может по-прежнему быть сохранена на уровне 90% от нефтяной, отмечают аудиторы.
Ernst & Young подсчитали, что для обеспечения рентабельной добычи углеводородов и, следовательно, роста отрасли, государство должно забирать за счет пошлин около $45 с каждого добытого барреля нефти при его цене в $110. Это около 80% нынешней экспортной пошлины, или 48%. В этом случае доход инвестора составит $10 с барреля.
БКС Экспресс




SIA.RU: Главное