Новости

Какой должна быть амнистия для предпринимателей?

Рубрику ведет Дмитрий Полонский

По мнению уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, объявление Госдумой амнистии по преступлениям в сфере экономической деятельности (ст. 159, 160, 165, 169-199.2 УК РФ) могло бы стать "жестом, убеждающим общество в серьезности намерений власти по улучшению делового климата в стране". В экспертном совете при омбудсмене подсчитали, что освободить из колоний нужно 110 924 человека. Однако спикер Госдумы Сергей Нарышкин и ряд депутатов уверены, что амнистия должна быть выборочной.

Сергей Сторчак, замминистра финансов России:

-- Как минимум нужно отпустить всех, у кого в приговоре присутствует слово "покушение", и сидящих за преступления, где нет пострадавших. Нужно ли рассматривать каждое дело в отдельности или отпустить всех сразу, я не знаю, но, мне кажется, нужно обращаться к историческому опыту амнистирования. Ведь у России был и положительный, и отрицательный опыт амнистий. Этот вопрос должны решать специалисты, хотя мне число 110 тыс. человек кажется маленьким. Но для спокойного развития бизнеса нужна не амнистия, а ситуация, при которой количество оправдательных приговоров у нас будет соответствовать их количеству в цивилизованных странах. Предложение об амнистии занятное, но важнее не сажать невиновных.

Тамара Морщакова, судья Конституционного суда РФ в отставке, советник КС:

-- Амнистию логично распространять на все предпринимательское сословие, привлеченное к уголовной ответственности или осужденное к уголовным мерам наказания. Иначе некоторые деяния в сфере предпринимательской деятельности не попадут под амнистию, если они содержатся не в 22-й главе УК РФ, об экономических преступлениях, а, например, в 21-й и 23-й главах, о собственности и преступлениях, связанных со служебными отношениями. Узкое толкование вряд ли будет справедливым. Если мы начнем кусками выбирать, по статьям, а не думать о том, чтобы освободить тех, кто может активно участвовать в бизнесе, то, боюсь, это будет носить очень произвольный характер. Тогда амнистия утратит свое неперсональное значение, а ведь это не акт помилования, где можно рассматривать каждое лицо и статью отдельно. В амнистии речь идет о принятии нормативных положений, одинаково распространяющихся на всех, кто совершил однотипные преступления.

Игорь Протопопов, председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству:

-- Справедливой и взвешенной. 110 тыс. осужденных -- это процентов пятнадцать всех наших сидельцев. И что теперь, каждого десятого выпускать только потому, что где-то к нему можно применить словосочетание "экономическое преступление"? Это абсолютно неправильно, потому что среди них есть такие мошенники и жулики, по которым тюрьма плачет.

Гасан Мирзоев, президент Гильдии российских адвокатов:

-- Избирательной. Очень много дел, когда бизнесмены заказывали конкурентов, это могло быть по ложным обвинениям или с помощью подтасовок. Амнистия должна быть применима только к тем лицам, которых обвиняют в преступлениях, непосредственно связанных с экономикой. И основной позицией при рассмотрении таких дел должно быть возмещение вреда потерпевшему. Если нет ущерба, то должно быть либо смягчение наказания, либо освобождение от него.

Евгений Чичваркин, бизнесмен, эмигрант:

-- Надо пересмотреть дела всех осужденных за экономические преступления. Большинство дел надуманные, а многие законы специально сделаны, чтобы их нарушали, для грабежа предпринимателей. Преступления против личности должны наказываться уголовно, а преступления экономического характера должны наказываться экономически. Хотя, конечно, те, кто не заплатил налоги, должны заплатить их и штрафы, а те, кто совершил мошенничество, должны возместить ущерб потерпевшим. Но проблема в том, что Путину наплевать на бизнес, да и Ходорковского никто не отпустит.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное