Официальную оценку объемов вывода капитала из России посредством фиктивного импорта товаров из Белоруссии ЦБ привел в опубликованном во вторник письме 104-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов". Только в 2012 году таким образом было выведено из России более $15 млрд -- это более четверти совокупного чистого оттока капитала из страны. До сих пор масштаб проблемы, которая существует уже несколько лет, официально не раскрывался. Представители ЦБ лишь указывали, что так называемый "белорусский синдром" во многом заместил иные схемы, ставшие неудобными или невозможными в результате действий регуляторов. Причем цифра в $15 млрд не учитывает вывод капитала из России посредством аналогичных "казахстанских схем". В ЦБ их объем не раскрывают.
Суть схемы в том, что российские резиденты переводят средства по внешнеторговым контрактам, по которым "ввоз" товаров "осуществляется" из Белоруссии и Казахстана, а средства перечисляются на счета "продавцов" в иностранных банках за пределами этих стран. Проверить такие поставки на фиктивность мешает отсутствие таможенного контроля на границах России, Белоруссии и Казахстана. В рамках Таможенного союза (ТС) импорт в Россию оформляется не грузовыми таможенными декларациями (достоверность и подлинность которых можно проверить по базе ФТС), а товарно-транспортными накладными (ТТН), не предполагающими контроля таможни.
Собственно, само существование ТС и провоцирует появление всевозможных схем.
Проблему признают и в руководстве ТС. "Благодаря режиму Таможенного союза наша взаимная торговля в 2011-2012 годах росла существенно быстрее внешней и мировой, но, разумеется, всегда есть участники рынка, которые хотели бы злоупотребить этим режимом",-- говорит министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Поэтому, считает он, интеграционный проект требует от национальных контрольных служб "более тесного и продуктивного взаимодействия, чтобы минимизировать такие злоупотребления".
Зачем регулятору эта непрофильная информация и как это поможет борьбе с отмыванием, в письме не поясняется. По сведениям "Ъ", на основе этих данных ЦБ рассчитывает составить собственное мнение об объеме у банка таких операций и его вовлеченности в них и реагировать на это ужесточением надзора в отношении конкретных игроков. "Получается, что банки нагружают дополнительной работой для усиления контроля за ними же",-- рассуждает представитель службы внутреннего контроля банка из топ-100. Между тем, добавляет глава службы финансового мониторинга банка из топ-20, сведений из отчетности банков, которую получает ЦБ, при определенных усилиях хватило бы, чтобы вычленить "отмывочные" банки.
Такие попытки предпринимались, говорится в отчете Росфинмониторинга за 2012 год: "Совместно с Банком России проанализировано свыше 100 банков, из них по 73 материалы направлены в правоохранительные органы". Им должен быть адресован главный вопрос -- о конечном результате той огромной работы, в которой ЦБ вынуждает участвовать банки, считают банкиры. Впрочем, в правоохранительных органах обвинения в бездействии отвергают.




SIA.RU: Главное