Новости

Как остановить рост тарифов естественных монополий? РЖД становится вторым "Газпромом"

Как остановить рост тарифов естественных монополий?

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что расценки на железнодорожные перевозки в России достигли самых высоких значений в мире, а ОАО РЖД становится вторым "Газпромом". По словам Артемьева, сейчас РЖД блокирует любые инициативы по развитию конкуренции. Руководитель ФАС раскритиковал введение так называемых исключительных тарифов и назвал тарифную политику РЖД доходящей до безумства, а тарифное руководство -- совершенно изломанным, что отражает "влияние различных лоббистских групп на тарифы". Однако то же самое можно сказать не только об РЖД, но и об энергетических монополиях в России.

Александр Галушка, президент "Деловой России":

-- Если вопрос о непревышении роста тарифов над уровнем инфляции считать решенным, я бы назвал еще четыре позиции. Во-первых, надо отказаться от стереотипа о естественности монополий -- везде, где это только возможно, как показывает опыт, например, газового рынка США, отвоевать конкуренцию. Во-вторых, сделать их деятельность максимально прозрачной и открытой. В-третьих, сделать потребителей услуг монополий в прямом смысле субъектными, то есть влиятельными участниками регулирования. В-четвертых, надо привязать вознаграждение менеджмента этих госкомпаний к повышению эффективности, улучшению качества и снижению цен на их услуги.

Константин Бабкин, совладелец ОАО "Ростсельмаш":

-- В первую очередь нужно бороться с коррупцией. А также нужно следить за доходами и расходами высших должностных лиц в этих компаниях. Чем более прозрачны будут естественные монополии, чем выше будет контроль общества над ними, тем понятнее будет система формирования тарифов. Законодательное ограничение тарифов я бы тоже приветствовал, но только как временную меру. Решать проблему нужно фундаментально. Общество должно следить, чтобы из монополий не воровали деньги и чтобы средства тратили не на покупку футболистов и другие непрофильные активы, а на развитие отрасли и снижение тарифов. А вот реформировать естественные монополии нужно осторожно. При реформировании РЖД может случиться то же, что и при реформировании энергетики: монополию раздробили, но посеяли хаос и вызвали рост тарифов. В итоге с завышенными вдвое тарифами я сталкиваюсь каждый день.

Алексей Кичатов, гендиректор City Express:

-- Заставить естественные монополии снизить тарифы в нынешних условиях практически нереально, поскольку это идет вразрез с финансовыми интересами государства. Для этого необходимо менять многие экономические механизмы и проводить структурные преобразования, которые могут нарушить всю сложившуюся в стране экономическую систему.

Игорь Комаров, президент АвтоВАЗа:

-- Развитие конкурентной среды -- процесс необходимый, но длительный. Надо заключить с монополиями контракты, ограничивающие рост тарифов темпами меньше инфляции. Это заставит их повышать эффективность. У нас так работают все поставщики автокомпонентов, а их около трехсот. И все обязаны компенсировать инфляцию.

Альберт Баков, первый вице-президент концерна "Тракторные заводы", глава совета директоров ОАО "Курганмашзавод":

-- Только силовым образом. Это возможно, только если законодательно ограничить рост тарифов на несколько лет или вообще их снизить. Другого способа нет.

Рубрику ведет Дмитрий Полонский


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное