Новости

Третий энергопакет ударил по российским компаниям

Третий энергопакет ударил по российским компаниям
Тамара Касьянова,  к.э.н.
Генеральный директор «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл »

Вместо поощрения и взаимной защиты капиталовложений Третий энергопакет создаёт препятствия для российских компаний на европейском рынке. В частности, ухудшается инвестиционная привлекательность отдельных стран, возрастают системные риски. Но главная проблема заключается в формулировке самого документа, а именно ретроактивный характер действия, который распространяется на инвестиции российских компаний в странах Европейского союза, осуществлённые до принятия Третьего энергопакета. Благодаря Третьему энергетическому пакету Еврокомиссия пытается либерализовать рынок энергоносителей, разделив бизнес по продаже и транспортировке газа. Такие меры призваны повысить конкуренцию и позволят выйти на рынок новым игрокам, что в итоге приведёт к снижению стоимости энергии.

Наибольший удар новая европейская политика нанесла Газпрому, которому, по всей видимости, придётся перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. Требования Третьего энергопакета обязывают Газпром обеспечить доступ к своей трубе третьим лицам, т. е. другим поставщикам, которые изъявят желание снабжать газом Европу. Таким образом, Газпром не имеет права  использовать половину мощности своих сухопутных отводов от морских газопроводов Северный поток и Южный поток. Получается, Газпром подаёт к границам необходимые ЕС объёмы газа, но не может в полной мере воспользоваться транспортными системами к пунктам, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть. На примере Северного потока это выглядит так: газ в Европу поступает, но эффективное функционирование газопроводов OPAL и NEL- составных частей Северного потока- невозможно. С Южным потоком ситуация не лучше- Газпром не имеет права использовать все принимающие мощности, несмотря на отсутствие других претендентов. Российская сторона предлагает придать этим участкам статус магистралей экспортных газопроводов, проложенных по дну Балтийского и Чёрного морей.
Неоднократно европейские власти высказывали подозрения в неоправданном завышении тарифов российским поставщиком. Статья 102 Договора о функционировании Европейского союза расценивает такое поведение Газпрома как спекуляция доминирующих позиций на рынке для воздействия на торговлю между странами ЕС. После ряда судебных разбирательств Газпром снизил тарифы на поставки для ряда компаний:  GDF Suez (Франция), Wingas и E.On. (Германия), SPP (Словакия), Sinergie Italiane и Eni (Италия) и Econgas (Австрия). По заявлению европейцев, нефтяная индексация цена на газ пришла из 70-х годов прошлого столетия, а мир с тех пор изменился, сейчас существуют газовые торговые площадки, что делает эту привязку архаичной.

Ситуацию на энергетическом рынке призвана стабилизировать «дорожная карта» сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 года, главная цель которой формирование объединённого рынка электроэнергии в масштабе континента. Европейские потребители убедились, что российские энергетики готовы к форс-мажорным ситуациям. В условиях экстремально холодной зимы 2011-2012 годов энергопотребление на всей территории Европы возросло в разы. Газпрому и другим российским компаниям удалось обеспечить поставку потребителям беспрецедентных объёмов газа, выйдя на рекордные показатели добычи и использования резервных подземных хранилищ. Многие вопросы удалось решить именно за счёт отлаженных механизмов взаимодействия России и Еврокомиссии, хорошего взаимопонимания на уровне энергетических компаний.

Россия остаётся основным поставщиком для ЕС, а для отдельных стран и вовсе единственным. Для нашей страны газовый рынок ЕС имеет стратегическое значение. Хотя доля российского газа в общем энергобалансе Европейского Союза составляет всего лишь 6%, сотрудничество в сфере энергетики важно для обеих сторон.
 


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное