Иван Андриевский, к.э.н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров»
Снижение темпов роста национальной экономики заставляет руководство страны сокращать расходную часть федерального бюджета. Это обстоятельство влияет на размер инвестиций и, как следствие, заставляет ряд компаний с государственным участием оптимизировать собственную деятельность. Но перед РЖД стоит непростая задача по строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей в России. Для этого требуются значительные капиталовложения.
В качестве способа привлечения средств на строительство магистралей, Минфин предлагает РЖД выпустить облигации. Но необходимо понимать, что в случае заимствования средств таким образом, через определенный период времени их необходимо будет погашать. В случае низкой доходности ценных бумаг, многие инвесторы могут проигнорировать желание РЖД привлечь средства в свою компанию. А выпуск высокодоходных облигаций потребует от монополии высокой доходности реализуемых проектов и повышения собственной капитализации. Добиться этого в современных российских реалиях в условиях растущей конкурентной борьбы с авиационным, автомобильным и судоходным транспортом будет весьма непросто.
С другой стороны, опыт ряда стран показывает, что выпуск облигаций является весьма эффективным способом привлечения «длинных» инвестиций. Многие государства, а не только компании таким образом развивают собственную экономику. Ярким примером является США. Многие ведущие страны уже на протяжении долгого периода времени занимаются покупкой американских ценных бумаг. Раньше американские облигации характеризовались высокой надежностью возврата средств и большой доходностью. Но после мирового финансового кризиса многие страны и компании продолжили скупку облигаций США, чтобы сохранить относительную стабильность мировой финансовой системы. Многие эксперты утверждают, что существующая экономическая модель ни что иное, как глобальная финансовая пирамида. Минимизация роли США в мировой экономике является очень важным вопросом, но как это сделать с незначительными потерями, ведущие экономисты пока не пришли к единому мнению.




SIA.RU: Главное