Вчера принадлежащие Олегу Дерипаске холдинг En+ и "Базовый элемент" подписали с южнокорейской Posco соглашение о сотрудничестве. Ключевыми проектами могут стать строительство сортопрокатного завода мощностью до 260 тыс. тонн в год и Ленской ТЭС (1,2 ГВт) в Иркутской области. Совместно с "Базэлом" корейцы могут участвовать в строительстве центра исследований проектов "зеленых" технологий. Posco планирует также поставить оборудование для аэропортов "Базэл Аэро".
Это не первая попытка En+ наладить партнерство с иностранными компаниями. Весной холдинг, китайская угольная корпорация Shenhua и госбанк China Development Bank договорились о развитии угольных и инфраструктурных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Банк готов был вложить до $2 млрд, а первые проекты планировалось анонсировать до конца года. Но пока партнерство не получило никакого развития. Кроме того, в 2011 году "Евросибэнерго" (входит в En+) создало СП YES Energo с китайской China Yangtze Power для строительства электростанций в Сибири. В октябре входящий в En+ "Востсибуголь" договорился с Posco и китайской China Coal о трехлетних поставках 3 млн тонн угля с месторождений в Туве и Иркутской области.
Наиболее перспективным проектом для сотрудничества с Posco является прокатный завод, считают в En+. Интерес к проекту в En+ объясняют растущим рынком недвижимости, для которого требуется арматура. По прогнозам компании, к 2020 году объем строительства в Восточной Сибири составит порядка 50 млн кв. м. Но для предприятия должны еще подготовить ТЭО, после которого определятся доли сторон и объемы финансирования. Остальные проекты в разработке, и говорить о результатах преждевременно, уточняют в En+. В Posco на запрос "Ъ" не ответили.
О том, что En+ заинтересован в строительстве прокатного завода под Иркутском, заявил "Ъ" в марте гендиректор "Иркутскэнерго" и "Евросибэнерго" (входят в En+) Евгений Федоров (летом покинул компанию). По его словам, появление производства, которое будет работать на местном ломе, может снизить расходы на логистику. Сейчас доставка арматуры в Иркутскую область идет из Хабаровского края или из Кузбасса, и расходы на перевозку составляют около 20% себестоимости. При этом Posco в перспективе может стать единственным владельцем. Как утверждал господин Федоров, "Иркутскэнерго" намерено "запустить завод, а после выйти из этого бизнеса".
По мнению Олега Петропавловского из БКС, суммарные инвестиции в предприятие могут составить $100-150 млн, но из-за низкого потребления прокатной продукции в регионе его рентабельность по EBITDA будет не больше 15%.