Новости

Что может получить Украина от интеграции с Евросоюзом

На этой неделе Украине предстоит сделать исторический выбор: отвергнуть или согласиться с ускоренной интеграцией с ЕС. Оба варианта связаны с целым букетом рисков — в любом случае будут и выигравшие, и проигравшие, но, уверены украинские экономисты, в долгосрочной перспективе от альянса с ЕС страна выиграет.

ПАВЕЛ КУХТА, Киев, Украина

28-29 ноября в Вильнюсе пройдет встреча глав государств--участников "Восточного партнерства" и Евросоюза. Главная интрига: будет или нет подписано соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Вокруг него до сих пор идут споры и переговоры разной степени закулисности. ЕС требует от Украины выполнения определенных условий (в первую очередь -- отпустить на лечение в Германию находящуюся в заключении Юлию Тимошенко). Россия недовольна стремлением Украины к евроинтеграции. А украинские власти пытаются лавировать.

Зона свободной торговли

Ключевая часть соглашения об ассоциации -- договор о свободной торговле между Украиной и ЕС. Он призван устранить с украинской и европейской сторон соответственно 99,1% и 98,1% таможенных пошлин. Это снизит расходы украинских экспортеров на трансграничные операции на .487 млн, европейские же экспортеры сэкономят .391 млн.

Основное снижение таможенных потерь для Украины должно произойти в аграрной сфере: на .330 млн -- для необработанной аграрной продукции, на .53 млн -- для обработанных пищевых продуктов. Кроме того, украинским производителям предоставят квоты, в пределах которых экспорт аграрной продукции будет происходить по нулевой ставке.

С украинской стороны в основном будут снижены пошлины на промышленные товары. Так, таможенные сборы от импорта машин и оборудования будут снижены на .75,2 млн, от транспортных средств (несмотря на ряд исключений для легковых автомобилей) -- на .117,3 млн. Торговля текстильными изделиями будет полностью либерализована, а в химической отрасли Украина и ЕС сократят пошлины соответственно на .64,3 млн и .26,8 млн.

Снижением пошлин дело не ограничивается. Предполагается также снижение нетарифных барьеров. В таких сферах, как техстандарты, требования безопасности, таможенные правила и т. п., Украина обязуется постепенно сближаться (гармонизироваться, как это называют в ЕС) с европейскими нормами. Это позволит снизить нетарифные торговые барьеры в аграрном секторе на 50%, а в промышленном -- на 35%.

Наконец, договор о свободной торговле содержит нормы, беспрецедентные для такого рода соглашений ЕС. Украинским компаниям будет предоставлено право размещения в странах ЕС, что даст им возможность при ведении дел в ЕС работать в условиях, аналогичных тем, в которых работают местные компании. Это особенно важно для сферы услуг -- финансовых, транспортных, телекоммуникационных и т. д. В этих отраслях после приведения украинского регулирования в соответствие с европейским украинские компании смогут получить полный доступ к внутреннему рынку ЕС.

Сближение с европейскими нормами предполагается и в сфере госзакупок -- больном для Украины вопросе. Именно на госзакупках страна несет огромные потери от коррупции (порядка 10-15% госбюджета). В результате внедрения европейского законодательства и практик Украина может рассчитывать на снижение этих потерь. При этом украинские госструктуры получат возможность осуществлять закупки в ЕС, а украинские компании -- участвовать в тендерах на госзакупки европейских государств.

Российский вопрос

Впрочем, есть одно "но" -- позиция России, всячески пытающейся воспрепятствовать заключению соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В Москве уже неоднократно предупреждали, что в случае вступления Украины в зону свободной торговли Россия будет вынуждена поднять пошлины по отношению к украинским товарам, которые сейчас поставляются в льготном режиме в рамках Договора о зоне свободной торговли СНГ.

Впрочем, по словам директора экономических программ авторитетного на Украине аналитического Центра Разумкова Василия Юрчишина, потолок пошлин, до которого их может поднять Россия, ограничен обязательствами, принятыми российской стороной в рамках ВТО. При вступлении в эту организацию РФ пришлось пойти на существенное снижение пошлин, и этот факт ограничивает возможные негативные последствия для экономики Украины.

Однако, как показала краткосрочная августовская таможенная война, когда российская таможня на несколько дней остановила практически весь поток товаров из Украины, Россия для оказания давления может пойти на меры экстраординарного характера. Примером может служить приостановка действия сертификатов на поставку железнодорожных вагонов с украинских заводов, что привело к серьезным проблемам в вагоностроительной отрасли. К сентябрю производство в ней упало почти в два раза, а по итогам года падение, вероятно, будет еще более глубоким.

Каким бы ни был повод, который может избрать российская сторона для закрытия своего рынка, последствия в этом случае будут гораздо более серьезными. В 2012 году экспорт товаров и услуг в Россию был равен 10% ВВП Украины, а товарооборот между двумя странами достигал почти 30% всего объема украинской внешней торговли. Очевидно, при желании у России есть возможность нанести Украине урон путем введения торговых ограничений.

По словам Юрчишина, Украина может оспаривать российские протекционистские меры в ВТО, однако это, весьма вероятно, займет годы. Причем правила ВТО позволяют России затягивать процесс.

Институты преткновения

Хотя и сторонники, и противники договора об ассоциации и соглашения о свободной торговле сосредотачиваются на снижении (и повышении) торговых барьеров, которые они несут, тут есть и другой, не менее важный аспект: развитие институтов.

Нынешний довольно высокий уровень экономического развития стран Центральной и Восточной Европы -- Польши, Венгрии, Чехии -- обусловлен в первую очередь успехами в институциональных и структурных реформах, достигнутыми в 90-х и начале нулевых. Адекватные современной рыночной экономике административные системы, полноценно функционирующая система правосудия -- ничем подобным эти страны сразу после падения коммунистических режимов не обладали, как не обладали ими Украина и Россия.

Огромную роль в успешном институциональном развитии восточноевропейских стран сыграла интеграция в ЕС. Во многом именно западноевропейские требования по гармонизации законодательства и регуляторных практик, а также мониторинг их исполнения и техническая поддержка в их имплементации стали движущей силой реформ в Восточной Европе. Более того, после того как восточноевропейские страны вступили в ЕС и к ним перестали выдвигаться требования реформистского характера, их уровень институционального развития несколько снизился. Например, в Венгрии к 2012 году произошел небольшой откат по всем категориям индикаторов качества госуправления по сравнению со значениями этих индикаторов в 1996 году.

Вполне оправданна гипотеза, что, если бы постсоветские страны начали свой посткоммунистический путь с аналогичного процесса институциональных изменений при поддержке ЕС, они были бы сейчас значительно более развитыми. Это особенно верно для Украины, лишенной в отличие от России масштабной сырьевой ренты. В этом смысле ассоциация с ЕС является для Украины шансом, пусть и запоздалым, все-таки пройти такой процесс ускоренного развития институций.

Не только экономика

В итоге получается, что ассоциация и зона свободной торговли с ЕС благодаря перспективам институционального развития оказываются долгосрочно наиболее выгодными для украинской экономики. Причем европейское направление интеграции было бы с точки зрения экономических интересов Украины совершенно безальтернативным, если бы не давление России, пытающейся воспрепятствовать заключению соглашения.

Важно отметить, что эти попытки, по-видимому, не продиктованы экономическими интересами. Украина занимает менее 4% российского внешнеторгового оборота, и перемены в уровне торговых издержек между двумя странами на российскую экономику практически не повлияют. Более того, за интеграцию Украины в Таможенный союз придется платить энергетическими субсидиями и инвестициями в разнообразные совместные проекты (не говоря уже о преференциях украинскому околовластному бизнесу). Российскому же бизнесу, широко представленному в стране-соседе, вхождение этой страны в зону свободной торговли с ЕС даст неограниченный доступ к европейскому рынку.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное