В сентябре 2014 года России предстоит доказать эффективность национального режима по борьбе с отмыванием экспертам Совета Европы из комитета Moneyval. В отличие от международной группы FATF, жестких санкций вроде включения в черный список отмывочных стран или перевода на усиленный режим мониторинга Moneyval не применяет. "Moneyval будет оценивать в большей степени практические результаты применения антиотмывочного законодательства, а не сами нормы,-- говорит замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный.-- А это уже вопрос реноме и инвестиционной привлекательности".
Жесткость норм российского антиотмывочного законодательства уже получила международное признание. В октябре FATF, в которой Россия сейчас председательствует, перевела нас на самый либеральный -- двухгодичный -- режим мониторинга, хотя еще в 2000 году страна входила в черный список тех, кто недостаточно активно борется с отмыванием. Но вот с результатами, которые предстоит продемонстрировать Moneyval, а в 2016 году -- FATF, все пока не столь радужно. На прошлой неделе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина обнародовала данные по оттоку капитала из России по сомнительным основаниям за последние два года --$39 млрд в 2012 году и около $22 млрд за девять месяцев текущего года. При этом наиболее показательны данные по динамике оттока по сомнительным операциям через страны Таможенного союза. Если в 2012 году он составил $25 млрд, то за девять месяцев текущего года хоть и меньше, но несущественно -- $22 млрд.
Отсутствие видимых результатов тем более удивительно, что в июле банки благодаря вступившему в силу 134-ФЗ наконец получили долгожданный инструмент по борьбе с клиентами-отмывщиками -- право отказывать в открытии счетов и вкладов, а также в проведении операций, если они, по мнению сотрудников банка, могут вести к отмыванию. Если же в течение года банк отказывает клиенту в проведении операции дважды, он вправе и вовсе закрывать клиенту счет в одностороннем порядке. Раньше, по словам банкиров, при появлении подозрений в отмывочном характере деятельности клиента они могли лишь деликатно предложить ему закрыть счет, иначе могли столкнуться с претензиями регулятора или клиента в суде.
Впрочем, активно пользоваться своими новыми правами банкиры не спешат. В Росфинмониторинге данные по числу отказов как в проведении операций, так и по закрытию счетов не раскрывают. По словам Павла Ливадного, сообщения об этом есть, но немного, и говорить о конкретных результатах можно будет не ранее чем по итогам следующего квартала.
Новости
Сомнительная борьба с подозрительными операциями
В 2013 году банки получили право отказывать клиентам в открытии счетов и проведении операций по одному подозрению в их отмывочном характере. Но воспользоваться этим правом пока не спешат. По крайней мере, в результате сомнительных операций деньги из России как утекали, так и утекают.
Полный текст материала на
http://www.kommersant.ru/
/
Коммерсантъ
/
Подпишитесь на наш Telegram-канал
SIA.RU: Главное
SIA.RU: Главное



