Новости

Сибирская задолженность. Почему возникают долги за неуплату услуг ЖКХ в нашем регионе?

Задолженность населения за услуги ЖКХ в Сибирском федеральном округе с начала года выросла на 9% и достигла показателя в 20,3 млрд. рублей, более 42% должников в регионе ссылаются на финансовые трудности.

По аналитическим данным «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», на 01.07.2015 года просроченная задолженность населения за поставленные коммунальные услуги в Сибирском федеральном округе достигла 20,3 млрд. рублей, рост с начала года составил 9%. Около 15% жителей округа относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ – их доля постепенно снижается из-за применяемых мер со стороны государства (введение штрафных санкций, ограничение выезда за границу), а также за счет активной работы управляющих компаний с проблемными долгами, в том числе с помощью коллекторских агентств.

Отметим, что на долю округа приходится 9,6% всей задолженности за услуги ЖКХ в России, он занимает 4 место по объему долга - в прошлом году СФО находился на 5 месте. Таким образом, проблема с оплатой в данном сегменте является актуальной и требующей принятия мер – в общем долговом портфеле задолженность за жилищно-коммунальные услуги в Сибирском федеральном округе занимает второе место после просрочки по необеспеченному кредитованию, на третьем месте с большим отрывом – задолженность по ипотеке.

Как влияет географическое положение на размер долга?

Самые большие долги сформировались по платежам за такие услуги, как тепло и электроэнергия.

Это объяснимо географическим положением СФО – округ находится в зоне суровых климатических условий (в наиболее «мягкой» Западной Сибири в среднем температура в январе может опускаться до -30° С). Как правило, отопительный сезон здесь длится 9 месяцев. В это время активно потребляются дорогие топливно-энергетические ресурсы, а это, в свою очередь, в целом отражается на размере задолженности. Кроме того, Сибирь пока отстает по уровню газификации от центральной полосы и юга России, поэтому в случае возникновения необходимости дополнительного обогрева помещений жители вынуждены использовать электрические приборы. Цена на электроэнергию превышает стоимость газа (в среднем в 5 раз), что также увеличивает задолженность.

Проблема с оплатой за ЖКХ

К причинам роста просроченной задолженности населения за коммунальные услуги можно отнести сразу несколько совокупных факторов.

Около 11% должников в СФО не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который необходимо платить регулярно. Как правило, эта категория жильцов ограничивается только оплатой услуг телефонной связи, так как при неплатежах ее сразу отключают.

Многие россияне либо оплачивают коммунальные услуги в последнюю очередь, либо не оплачивают вообще. Такие настроения подогреваются сохранившимся еще с советских времен убеждением, что все ресурсы – это общее достояние, поэтому платить необязательно. Как это ни удивительно, в сознании значительной доли потребителей – физических лиц устоялось понятие, что потребленные ресурсы и услуги – это некоммерческий продукт, за который можно и не платить. Несмотря на всю абсурдность подобных сравнений, объем долгов, связанный с нежеланием воспринимать ЖКУ как услугу, подлежащую своевременной оплате, составляет существенную долю.

Около 13% жителей просто-напросто забывают оплачивать коммунальные услуги. В первую очередь, это касается тех, у кого в собственности более 2-х квартир, в одной из которой никто не проживает (например, была куплена в инвестиционных целях).

Эта причина чаще всего встречается в крупных городах с населением более 1 млн. человек: Новосибирск, Омск, Красноярск. К данным неплательщикам также можно отнести жителей региона, выезжающих в отпуск и забывающих рассчитаться за ЖКУ. Как правило, по возвращению долг погашается. Особенно характерно такое поведение для резидентов территорий, приравненных к районам крайнего севера, где существуют нормы дополнительных отпускных дней – Иркутской области, Красноярского края, Республик Тыва, Алтай и Бурятия.

В регионах (особенно это касается Забайкальского края и Кемеровской области) задолженность растет за счет тех, кто временно не проживает на данной жилплощади: собственники уехали на заработки в столицу или более экономически привлекательный город округа. Таким образом, у них нет либо стимула, либо возможности оплачивать услуги ЖКХ в срок и в полном объеме – риск остаться, например, без электричества их не пугает. Также в связи с сокращением с начала года темпов роста доходов населения, не каждый может погашать счета за содержание нескольких квартир, особенно, если жилье в другом городе арендуется.

Зачастую нежелание потребителей оплачивать услуги ЖКХ вызвано несоответствием цены и качества услуг (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т.п.). И в ряде случаев нарушения нормативов со стороны компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, действительно имеют место. Но нередки ситуации, когда потребители просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить. Особая группа – жители ветхого и аварийного жилья, которые, видя изношенность инженерных коммуникаций, отказываются платить по принципиальным соображениям – на их долю приходятся чуть менее 1% неплательщиков.

На протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги увеличивались с опережением темпов роста инфляции в стране в несколько раз. В 2014 году впервые за 7 лет ситуация изменилась – инфляция обогнала показатели по росту тарифов за ЖКХ. Однако это не улучшило, а скорее усугубило и так сложное положение. Рост цен на товары первой необходимости (7%) и высокий уровень закредитованности заставили граждан увеличить долю расходов на текущие покупки и обслуживание кредитов, сократив средства, которые планировалось направить на оплату услуг ЖКХ. Отметим, что у в среднем по СФО на одного заемщика приходится 1,7 кредита.

Тем не менее, из года в год именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2012 года, на услуги ЖКХ в СФО приходилось более 8% всех трат, в 2013 году – уже 11,5%, в 2014 году – около 13%. Вполне возможно, что по итогам 2015 года данный показатель составит 15%. Темп роста просроченной задолженности во втором полугодии за услуги ЖКХ может несколько замедлиться, так как должники будут стремиться погасить или частично сократить задолженность до начала заморозков, чтобы не остаться без отопления зимой.

В чем причина неуплаты?

Если говорить о причинах возникновения задолженности за ЖКХ, то согласно статистике 11% должников просто не считают коммунальные ресурсы товаром, подлежащим регулярной оплате, 9% должников недовольны качеством предоставляемых услуг, 24% считают необъективным рост тарифов и не справляются с увеличивающейся нагрузкой по оплате коммунальных услуг, 42,1% ссылаются на финансовые трудности и потерю работы, 13% забывают платить по счетам вовремя, 0,9% - жители ветхого и аварийного жилья, не оплачивающие услуги по принципиальным соображениям.

Прогнозы по Сибири

По прогнозам аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», коммунальная задолженность населения в Сибирском федеральном округе в ближайшее время продолжит свой рост, но несколько меньшими темпами, чем предполагалось в начале года. Учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране, задолженность по итогам года может продемонстрировать рост в 15%.

Стоит отметить, что если еще несколько лет назад проблема постоянно увеличивающейся задолженности не вызывала озабоченности со стороны поставщиков ресурсов и управляющих компаний, то сейчас пришло четкое понимание, что необходимо принимать меры по взысканию задолженности с неплательщиков. В качестве возможных вариантов решения проблемы неплатежей предприятия ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности, а также обращаются в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади тех, кто проживает на основе соцнайма, отключения ряда коммунальных услуг (электричества, горячей воды) и блокирования канализации, начисления пеней, повышение штрафов.

Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева: «От неплатежей конечных потребителей прежде всего страдают прежде всего ресурсоснабжающие организации: они не получают достаточные средства для компенсации понесенных затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования и т.д. К сожалению, для успешной работы с должниками-физическими лицами им не хватает ресурсов, а также опыта эффективной работы с долгами, поэтому просрочка растет с каждым годом. Однако сейчас на рынке видна тенденция, когда все больше и больше ресурсоснабжающих организаций передают задолженность профессиональным коллекторским агентствам, эффективность работы которых на ранних сроках просрочки достаточно высока даже в досудебном порядке».


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное