Новости

Авиакомпаниям выдали курс на биржу. вместо господдержки в ответ на рост стоимости топлива

Попытки авиакомпаний ускорить получение субсидий для компенсации роста цен на топливо встретили сопротивление в правительстве. По мнению ФАС, подорожание авиакеросина не главная из финансовых проблем авиаторов, в последние годы темпы роста цен на топливо были «близки к инфляции», а сгладить его можно через биржевые закупки. Нефтяники идею поддерживают, но авиакомпании считают, что биржа им не поможет.

Как стало известно “Ъ”, 16 ноября ФАС направила в правительство свою развернутую позицию в отношении роста цен на авиатопливо. Проблема его подорожания активно обсуждается с лета, участники рынка не раз заявляли о необходимости компенсаций, в августе Минтранс предложил выдать авиакомпаниям субсидии в размере 22,5 млрд руб. В ноябре Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в открытом письме вице-премьеру Максиму Акимову сообщила, что в 2017 году цена керосина выросла более чем на 20%, за январь—октябрь 2018 года — еще на 30%, что привело к операционным убыткам отрасли за три квартала (19 млрд руб.) и в традиционно прибыльном высоком летнем сезоне. АЭВТ просит увеличить для авиакомпаний налоговый вычет из акциза на топливо (см. “Ъ” от 21 ноября).

Однако в ФАС пересчитали цены за три года и утверждают, что в этом периоде темпы роста среднегодовых цен на авиатопливо (5,71%, подробнее см. справку) были близки к инфляции. При этом топливо занимает только второе место в расходах авиакомпаний — 22% (в 2014 году — 27%). На первом месте стоит лизинг техники — 25% (15% в 2014 году — курсы валют, в которых идут платежи за лизинг, резко выросли).

Авиаторы оценки ФАС считают некорректными. Так, в S7 отмечают, что за год цена топлива выросла на 40%, его доля в операционных расходах достигает 30% по сравнению с чуть более 20% еще в 2016 году. Глава «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков подтверждает, что расходы на топливо в 2018 году выросли на 40%, его доля в расходах в зависимости от маршрутной сети и состояния парка составляет 25–35%. Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев поддерживает позицию авиакомпаний: по его данным, вопреки утверждениям ФАС, топливо подорожало «так, что восстановило лидерство в списке издержек авиакомпаний».

Но источник “Ъ” в аппарате правительства считает, что перевозчики преувеличивают масштабы вклада роста цен на топливо в увеличение расходов: «Нельзя рост всех издержек перевозчиков прятать в топливные сборы». Именно наличием сборов, с помощью которых авиаторы могут сразу переложить расходы на потребителя, собеседник “Ъ” объясняет исключение авиакеросина из соглашений правительства с нефтяниками о заморозке цен.

Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин пояснил “Ъ”, что на рынке авиакеросина созданы «институциональные предпосылки для устойчивого снабжения топливом», с него ушли посредники, перевозчики начали заключать прямые контракты с нефтяниками, появилась возможность покупать на бирже. В ценообразовании, добавил чиновник, существенную роль играет конъюнктура рынка нефти: с начала года ее цена выросла, что сказалось на цене топлива в зарубежных аэропортах (на 30% выше, чем в РФ). Снизить расходы на топливо, по мнению руководства ФАС, авиаторы могут за счет закупок на бирже: «Сейчас доля авиакомпаний в биржевой торговле незначительна, перевозчики не могут влиять на его цену. Продажи через биржу на балансовом пункте Московского авиаузла позволят увеличить долю перевозчиков в структуре покупателей, авиакомпании получают рыночные механизмы хеджирования рисков колебания цен. Нужно развивать и цифровизацию топливообеспечения, расширять применение смарт-контрактов».

Герман Костринский, Дмитрий Козлов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное