Олегу Дерипаске удалось добиться снятия санкций США со своих ключевых активов — En+, «Русала» и «Евросибэнерго». Для этого бизнесмену пришлось не только резко снизить доли в компаниях (часть акций головной En+ придется отдать ВТБ, Glencore и благотворительному фонду), но и отдать почти полный контроль над ними через советы директоров «Русала» и En+ гражданам США и Великобритании. Сам господин Дерипаска остается в черном списке и не сможет получать доход от своих активов.
Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США сообщило, что через 30 дней снимет санкции с ключевых активов Олега Дерипаски — «Русала», «Евросибэнерго» и группы En+. Условием называется согласование «плана Баркера» (TOR), который был представлен OFAC экс-министром энергетики Великобритании Грегори Баркером и предполагал утрату господином Дерипаской контроля над активами. Сам бизнесмен останется под санкциями, сообщает OFAC.
Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг и их ключевые активы попали в SDN-list (черный список) 6 апреля, после этого граждане и компании из США не могут вести с ними дела. Это затронуло группу «Ренова» господина Вексельберга, а также «Базэл» господина Дерипаски, его группу En+, в которой он владел 66% и через которую контролировал 48,13% акций «Русала» и «Евросибэнерго». Санкции должны были вступить в силу в июне, но после начала переговоров по плану Баркера срок смещался, сейчас это 21 января. Группы «Русские машины» и ГАЗ из-под санкций не выведены.
В итоге условия TOR выглядят во многом как передача контроля над активами Олега Дерипаски США. В частности, в «Русале» бизнесмен сохранит в прямой собственности лишь 0,01% акций. En+ продолжит контролировать и «Русал», и «Евросибэнерго», но доля господина Дерипаски в самой группе снизится с 66% до 44,95% без права увеличения за счет передачи части акций ВТБ (или иному лицу, не включенному в SDN-list и согласованному OFAC), части — в благотворительный фонд, а также сделки с трейдером Glencore (его доля в «Русале» в 8,75% должна была быть обменяна на 10,55% акций En+).
Бизнесмен не сможет получать дивиденды ни от одной из этих компаний (они будут поступать на заблокированный счет), но получит право голосовать 35% акций En+. Голоса по оставшемуся пакету перейдут к фонду, который будет обязан занимать позицию «большинства акционеров». Одновременно En+ обязана передать независимому лицу голоса акционеров, имеющих семейные или профессиональные связи с Олегом Дерипаской, то же условие поставлено ВТБ. Кроме того, ни En+, ни любая дочерняя структура группы не смогут изменить место своей регистрации на Россию без утверждения советом директоров в его новом составе и OFAC.
Партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич отмечает, что после вывода компаний из-под санкций они смогут работать в обычном режиме. Но резкого снижения цен на алюминий ждать не стоит, считает Максим Худалов из АКРА, «фактор "Русала"» был отыгран еще в августе. Сейчас цены на металл и так снижаются и продолжат падать вслед за себестоимостью электроэнергии, поясняет эксперт, и напрямую связывать это со снятием санкций с «Русала» вряд ли стоит.
Владимир Дзагуто, Наталья Скорлыгина, Андрей Райский, Михаил Коростиков, Ольга Никитина




SIA.RU: Главное