Минфин рассматривает возможность со следующей недели отказаться от практики установления предельных объемов предложения облигаций федерального займа (ОФЗ) на аукционах. Традиционно за день до аукционов по размещению ОФЗ министерство объявляло, какие выпуски размещаются и в каком объеме. Например, на 6 февраля заявлены два выпуска облигаций — серии 26226 с погашением в октябре 2026 года на 20 млрд руб. и серии 26225 с погашением в мае 2034 года на 15 млрд руб.
Если инициатива министерства будет реализована, то текущий объем предложения участникам рынка будет неизвестен.
В этом случае, как сообщает министерство, объем удовлетворения заявок на аукционе будет определяться исходя из совокупного спроса, а также размера запрашиваемой участниками премии к фактически сложившимся на рынке уровням доходности. Как пояснили “Ъ” в Минфине, «в условиях высокой волатильности спроса мы хотим иметь большую гибкость при удовлетворении заявок и больше размещать при наличии большего спроса по справедливым ценам».
По мнению участников долгового рынка, такое решение эмитента вполне закономерное, учитывая, что в наступившем году перед Минфином стоит задача привлечь на внутреннем рынке 2,4 трлн руб. (более чем в два раза больше, чем в 2018 году). По словам главы управления рыночных исследований и аналитики Росбанка Юрия Тулинова, размещая долг по фактическому спросу, то есть без ориентиров, «министерство может привлечь больше ресурсов, когда спрос сильный, и не давать негативного сигнала, когда спрос слабый». Таким образом, отмечает главный аналитик долговых рынков БК «Регион» Александр Ермак, имея определенные планы на месяц, квартал и год в целом по объему и по отдельным выпускам, Минфин «сможет выбрать более гибкий для себя график реализации этих планов».
Исторически рынок негативно реагирует, когда Минфину не удается разместить 100% от плана, а так эта самая «плановая отсечка» исчезнет, указывает господин Тулинов.
Участники рынка считают, что, скрывая объем предложения на аукционах, Минфин не будет оказывать большого давления на вторичный рынок и портить тем самым для себя условия размещения.
Как отмечает Сергей Осмачек, обычно после объявления Минфином параметров аукционов планируемые к размещению выпуски и схожие с ними по срочности становятся целью для продавцов, так как они знают, что завтра на рынок выйдет очень крупный продавец в лице Минфина с большим объемом на продажу, а значит, лучше продать их сейчас.
Для участников рынка ограничение Минфином информации снизит прозрачность процесса и может добавить нервозности.
Виталий Гайдаев, Илья Усов




SIA.RU: Главное