Думский комитет по информполитике рекомендовал законопроект о суверенном рунете к принятию во втором чтении с учетом поправок. Документ вступит в силу уже в ноябре этого года, обязанность по блокировке запрещенного контента будет переложена с операторов связи на Роскомнадзор, а с 2021 года госорганы и учреждения должны будут полностью перейти на российские средства шифрования. Проект наделяет Роскомнадзор слишком широкими полномочиями, указывают эксперты. По их мнению, парламентарии не учли многих пожеланий отрасли, а документ остается в целом «безграмотным и непонятным».
Как рассказал глава думского комитета по информполитике Леонид Левин, ко второму чтению поступило 58 поправок, из которых комитет рекомендует одобрить 27 — все они были внесены депутатами Андреем Луговым (соавтор проекта) и Максимом Кудрявцевым. Согласно поправкам господина Лугового, операторы связи больше не должны будут сами блокировать запрещенный контент: обязанность ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией возлагается на Роскомнадзор, рассказал глава комитета. При этом обязательное использование «российских средств шифрования» коснется только «госорганов, органов местного самоуправления, государственных муниципальных унитарных предприятий и учреждений», заверил Леонид Левин. О том, что в Думе могут обязать использовать российскую криптографию всех организаторов распространения информации, в том числе бизнес, ранее сообщал РБК.
В соответствии с поправками депутата Кудрявцева операторы смогут обратиться в Роскомнадзор с запросом, если выяснится, что ненадлежащее исполнение обязательств перед абонентом «может быть вызвано сбоями в результате функционирования технических средств противодействия угрозам». Правительство установит сроки рассмотрения этих претензий, утвердит порядок ведения Роскомнадзором реестра точек обмена трафиком, а также определит «виды угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети Интернет», пересказал господин Кудрявцев.
«Поскольку законопроект предполагает принятие подзаконных актов разного уровня, срок вступления в силу отложен до ноября 2019 года,— сказал Леонид Левин.— За исключением положений о криптографической защите информации и о национальной системе доменных имен, которые вступят в силу 1 января 2021 года». Он поинтересовался у главы Роскомнадзора Александра Жарова, не является ли законопроект «дополнительным поводом» расширить «репрессивные полномочия Роскомнадзора», чтобы «ограничить права и свободы граждан». «Мы отнюдь не радуемся расширению наших пресекательных полномочий»,— сказал господин Жаров. По его словам, «работа, которая будет осуществляться в результате принятия этого закона,— это не блокировка, это противодействие распространению запрещенной информации». Глава Роскомнадзора также сравнил оборудование для обеспечения работы суверенного рунета с «ядерным оружием, которое имеется у ряда стран, но его никогда не используют»: «Потому что все понимают, что его использование слишком серьезно и это позволяет странам в неразрешимых случаях договариваться». В то же время господин Жаров заявил ТАСС, что законопроект поможет в борьбе с запрещенными в РФ ресурсами, в том числе мессенджером Telegram.В целом проект остается безграмотным и непонятным,— полагает куратор рабочей группы "Связь и ИТ" экспертного совета при правительстве Ирина Левова.
— Было бы целесообразно дать больше времени на подготовку поправок. Обещанной процедуры согласования с экспертным сообществом фактически не было организовано никем, кроме Людмилы Николаевны (Боковой, сенатора и соавтора законопроекта.— “Ъ”)». При внесении правок не были учтены тезисы, которые поднимались правительством, РАЭК и Ассоциацией участников рынка интернета вещей, а именно о неухудшении технологических возможностей оператора связи при установке технических средств, говорит госпожа Левова.
Также ко второму чтению парламентарии оставили очень широкие полномочия Роскомнадзора, указывают эксперты. Правильно было распределить их между правительством, Минкомсвязью и регулятором, полагает Ирина Левова. Сосредоточение всех полномочий у Роскомнадзора называет «главной проблемой» и источник “Ъ” в одном из крупных операторов.
«Поскольку Роскомнадзор будет исполнять нормы закона, связанные с управлением сетью в критических ситуациях, логично, что он будет отвечать не только за мониторинг, но и за управление сетями. Координация работы с операторами связи также будет возложена на него»,— пояснил господин Левин. По его словам, во втором чтении проект может быть рассмотрен уже 11 апреля.
Наталья Корченкова, Дмитрий Шестоперов, Юлия Тишина




SIA.RU: Главное