Заведующий Центром изучения энергетической политики НИУ ВШЭ Виталий Ермаков — о последствиях загрязнения нефтепровода «Дружба»
Загрязнение нефтепровода «Дружба» хлорорганическими соединениями привело к цепной реакции и полномасштабному кризису в поставках российской нефти на НПЗ Белоруссии и Центральной Европы. Полное устранение последствий инцидента займет месяцы, но уже сейчас можно сформулировать основные проблемы, проявившиеся в результате кризиса.
Во-первых, системная оценка рисков со стороны «Транснефти» оказалась неполноценной. В годовом отчете компании за 2017 год (последний на настоящий момент) более шести страниц посвящены разделу «Управление рисками». Однако нигде в этом детальном описании не упоминается риск значительного отклонения качества нефти в системе трубопроводов от ГОСТа. В перечне основных рисков, отслеживаемых «Транснефтью», есть валютные, тарифные и фискальные риски, риски изменения законодательства и отключения электроснабжения, риски международных санкций, а также риск терроризма — то есть риски, которые компания не контролирует. А вот риск попадания в систему некондиционной нефти, то есть риск контролируемый, не идентифицирован, его не отслеживали, для него не создавали регламент, а в результате именно он и реализовался, принеся стране и компании потерю репутации надежного поставщика энергоресурсов, а также значительные материальные убытки.
Сейчас, после инцидента, проверка проб сданной в систему нефти на хлорорганику осуществляется по нескольку раз в день, а не раз в десять дней, как было описано в ГОСТе.
Во-вторых, практически устранившись от комментариев об инциденте в СМИ, «Транснефть» и представители Минэнерго без сопротивления отдали репутацию России как надежного поставщика энергоресурсов на растерзание многочисленным критикам, которые начали жонглировать все возрастающими цифрами по объемам загрязнения и предварительной оценке убытков. В западных СМИ появились публикации, сравнивающие инцидент с Чернобылем и призывающие к отказу от импорта «зараженной российской нефти». «Транснефть» не выпустила ни одного пресс-релиза, касающегося загрязнения нефти в «Дружбе». На сайте Минэнерго размещены пара пресс-релизов, не содержащих российских оценок объемов загрязнения.
Начнут ли теперь восточноевропейские НПЗ диверсификацию поставок нефти в результате инцидента с «Дружбой»? С одной стороны, аргументы о повышении энергетической безопасности и диверсификации рисков, несомненно, получат больший вес на фоне кризиса. С другой стороны, стратегия альтернативных закупок может привести к резкому снижению рентабельности операций восточноевропейских НПЗ.
Виталий Ермаков, заведующий Центром изучения энергетической политики НИУ ВШЭ




SIA.RU: Главное