Елена Резникова начинала свой бизнес с одного стоматологического кабинета в спальном районе Иркутска. Сейчас она владеет двумя полноценными стоматологическими клиниками и планирует в ближайшие три года открыть еще одну – в соседнем Ангарске. По словам предпринимательницы, стоматологический бизнес – самый доходный в медицине и приносит до 80% от вложенного. Но чтобы выйти на такие показатели Резниковой понадобилось два с половиной года.
– Изначально у меня было только пустое помещение из трех комнат – в начале 2000-х недвижимость в Иркутске еще не была настолько дорогой, поэтому мы с мужем, ‘грохнув’ все наши накопления, смогли приобрести площади в собственность, – вспоминает предпринимательница. – Но после этого целый год у меня работал только один кабинет – попросту не на что было отремонтировать оставшиеся комнаты. Помещение пришлось полностью перепланировать, а также сильно потратиться на спецремонт: к стоматологическому креслу, например, нужно подвести электропитание, воду и канализацию, то есть под полом проложить целую систему. Также нужны специальная вентиляция и сигнализация. Поэтому удалось только стерилизационную открыть, да регистратуру. Сейчас такой ремонт еще дороже обходится – 7-9 тысяч рублей за «квадрат».
К слову, Роспотребнадзор предъявляет очень жесткие требования к площади стоматологического кабинета – 14 «квадратов» на 1 стоматологическую установку и плюс 7 «квадратов» на каждую последующую. «То есть, чтобы открыть самый простой кабинет на одно рабочее место потребуется площадь типовой ‘однушки’ – около 30 кв.м: ведь помимо установки нужно учесть площадь приемной, санузла (минимум 5 кв.м) и стерлизационной (6 кв.м)», – перечисляет требования Резникова.
Но, по опыту собеседницы, клиенты нервничают, если по соседству видят еще одного пациента, поэтому Елена для своих клиник установила правило: одна установка – в один кабинет. Первых денег хватило только на одну стоматологическую установку и рентгеновский аппарат. «С кредитами в начале ‘нулевых’ было тяжело, лизинга на оборудование вообще не было: на оборудование, инструменты и расходные материалы деньги мы брали в долг, – признается Резникова. – Вплоть до 2007 года. Потом банки стали уже всерьез рассматривать малый бизнес как заемщика. Признаться, до этого максимум, который мне удалось развить на собственные деньги – это из кабинета эволюционировать до клиники. А вот с банковскими займами – у меня был опыт и специального кредита для бизнеса, и кредитной линии – я без проблем через полгода открыла вторую такую же клинику. Сейчас рассчитаемся с этим займом – открою следующий центр в Ангарске. Конечно, на кредитные деньги. Без них мне еще лет 5-7 копить пришлось бы».
Тем не менее, основной причиной успеха Резникова считает свою команду. «Нам очень быстро удалось найти сильных специалистов, которые хорошо сработались и понимают друг друга с полуслова. Это очень важно в крупных медучреждениях, где одного пациента ведет то один, то другой специалист, и оба при этом без лишних слов ‘дорабатывают’ промахи другого, не сваливают вину на коллегу, – рассуждает Елена. – Но это не значит, кстати, что этим бизнесом может заняться только специалист в области стоматологии: чтобы грамотно управлять стомцентром медобразование не так уж необходимо. Сейчас как раз наоборот, хорошего управляющего найти труднее, чем хорошего стоматолога. На собственном опыте убедилась».
Особенно сильно расширить штат сотрудников Резниковой пришлось год назад, когда одна из клиник «на пробу» была переведена на круглосуточный режим работы. Дело в том, что по нормативам работа одного врача-стоматолога не может длиться более 6 часов в сутки, то же самое касается и медсестер. «Поэтому нам сразу пришлось вдвое увеличить количество стоматологов и медсестер в одной клинике, нанять еще одну санитарку и администратора, – делится предпринимательница. – В целом штат вырос на треть, расходы с учетом зарплат и соцвыплат по ним – соответственно. А вот выручка соразмерно не выросла – ‘ночных’ посетителей в разы меньше». Тем не менее, Резникова решила оставить режим «24 часа в сутки» в одном центре – «для репутации», но вводить его во второй клинике не спешит.
Сейчас в центрах Резниковой работает от 4 до 7 «стомкресел». Средняя выручка с четырьмя установками, по ее подсчетам, составляет 700 тысяч рублей в месяц, за вычетом расходов остается примерно 350-400 тысяч. «Однако наличие второго и последующих центров размер маржи медленно, но верно увеличивает. Вот поэтому я и хочу расширяться, – замечает собеседница. – Так, в лучшие месяцы можно выручить и все 80%, то есть больше 500 тысяч [рублей]».
А вот год от года доходность бизнеса не растет, уверяет Елена. «Раз в год мы, конечно, повышаем стоимость услуг. Но примерно на размер инфляции, не больше», – говорит она. Между тем восприимчивость клиентов к ценовым уровням, по словам предпринимательницы, стала снижаться. «А, может, просто мы перешли на другой уровень», – смеется собеседница, но настойчиво повторяет, что запросы клиентов заметно изменились.
– Если раньше для пациента было важно, чтобы все делалось ‘не больно, быстро, красиво’, то сегодня на первый план выходят красота и надежность. Людям требуется уже не только лечение, но и сервис: эстетичная обстановка, соответствующий внешний вид доктора. Кроме того, очень многие оплачивают услуги безналичным способом, просят чеки, какие-то гарантии, спрашивают сертификаты на материалы, интересуются квалификацией докторов. Кстати, все большую роль начинает играть брэнд, репутация клиники, центра, – считает Резникова.
По словам предпринимательницы, чтобы открыть стоматологический бизнес сегодня, понадобится примерно 2 миллиона рублей. По просьбе корреспондента Газеты Дело Елена перечисляет все необходимые затраты.
Итак, для оборудования скромного кабинета потребуется пара укомплектованных стоматологических установок стоимостью 300 тысяч рублей каждая, с дополнительными комплектами наконечников (около 50 тыс. руб) и инструментами стоимостью 30 тысяч рублей за комплект на одну установку.
Расходные материалы обходятся примерно в 50 тыс руб в месяц на установку. Из дополнительного профильного оборудования понадобятся две лампы (20 тыс руб каждая), автоклав (100 тыс руб), холодильник (20 тыс руб), ультрафиолетовая камера для хранения стерильного инструмента (10-15 тыс руб).
На такое количество «стомкресел» потребуется от 8 до 10 сотрудников. Зарплата санитарок – от 3000 рублей, медсестер – от 6000 рублей. Врач-стоматолог обычно получает небольшую фиксированную сумму плюс 10-30% от стоимости выполненных работ.
Самая большая статья расходов – аренда помещения. Ее стоимость может составить, по словам предпринимательницы, от 500 до 700 тыс руб в год за площадь в 80 «квадратов» на первом этаже с отдельным входом. «Можно арендовать ‘переделанную’ квартиру – я с этого начинала, – успокаивает Резникова. – Но если есть возможность – лучше купить, пусть и в кредит. Я, к примеру, брала ипотеку коммерческой недвижимости. Во-первых, найти готовое помещение, отвечающее всем санитарным нормам, очень трудно. Скорее всего, придется его полностью перепланировать, что очень затратно. При этом медицинская лицензия, разрешения СЭС и ‘пожарных’ выдаются на осуществление деятельности в конкретном помещении. Если собственник вас ‘попросит’, придется все заново получать. А с кредитом – по моему опыту – вы за 4 года работы рассчитаетесь».
Среднемесячная выручка вышеописанного кабинета составит, по подсчетам Резниковой, около 350 тысяч рублей. Среднемесячная сумма затрат – 150-200 тысяч рублей. Таким образом, владелец стоматологической клиники при полной нагрузке может рассчитывать на доход 150-200 тыс руб каждый месяц. Но нужно помнить, что на «раскрутку» клиники до полной загрузки понадобится от года до двух, – охлаждает пыл начинающих бизнесменов опытная собеседница.
Никита Змановских, Газета Дело