Падение рубля, закрытие популярных зарубежных направлений, напряженная геополитическая обстановка – все эти факторы сказались в 2015 году на туристических предпочтениях россиян, заставив их обратить внимание на местные курорты. Выиграл ли от сложившейся ситуации Байкал? Почему иркутяне по-прежнему предпочитают Таиланд Крыму? И можно ли считать китайцев главной надеждой байкальских туроператоров? О проблемах и перспективах туристической отрасли Газете Дело рассказала Виктория Байрамова, коммерческий директор компании «Гранд Байкал».
«Таиланд выгоднее Крыма»
Виктория, экономический кризис негативно сказался на большинстве отраслей. Строительство, автомобильный рынок, ритейл – все переживают не лучшие времена. И лишь некоторые сферы выигрывают от сложившейся ситуации. Внутренний туризм в их числе: в прошлом году он вырос на 18-20%. Действительно отрасль «в шоколаде»? Или все не так просто, как кажется на первый взгляд?
– Рост внутреннего туризма, безусловно, есть. Но ситуация очень разнится в зависимости от региона. Если мы говорим о Москве, центральном регионе, где плотность населения другая, географическая удаленность отечественных морских курортов совершенно иная – то там, конечно, внутренний турпоток вырос существенно. Просто потому, что людям сегодня дешевле съездить в Сочи или Крым, чем, например, в Барселону, Португалию.
В Сибири ситуация другая?
– Да, для нас – несмотря на то, что рубль упал и стоимость увеличилась раза в два, по-прежнему остается более выгодным слетать в Таиланд. Многие зарубежные туроператоры пересмотрели свои предложения и снизили цену в долларах. Горящие предложения тоже никто не отменял.
В качестве примера: стоимость тура по акции раннего бронирования в нашем турагентстве в Таиланд на май – от 37 тысяч рублей на человека с авиаперелетом из Иркутска. Да, это отель три звезды, да, на базе завтраков. Но это море и тепло. А ведь именно за этим мы туда и едем.
Этот фактор очень важен: иркутяне привыкли ездить на отдых в холодное время года (летом у нас у самих тепло и солнечно, и Байкал рядом). Ни Сочи, ни Крым не могут подарить нам теплого моря поздней осенью или ранней весной. Зимой – тем более.
Я уже не говорю об уровне сервиса: мы привыкли к хорошему качеству обслуживания – по адекватным ценам. Местные курорты по соотношению «цена-качество» не всегда могут оправдать наши ожидания.
Поэтому не все так просто. Огромного роста внутреннего туризма по Иркутской области я не наблюдаю.
«В ближайшее время Байкал не подешевеет»
Байкал как направление внутреннего туризма выиграл от текущей ситуации? Или нельзя сказать, что его популярность среди российских туристов выросла?
– Байкал по-прежнему остается одним из самых дорогих направлений. Не зря же в Иркутске шутят: «Если у тебя есть деньги – отдыхаешь на Байкале, если денег нет – то в Таиланде».
Многие туроператоры, работавшие прежде на зарубежных направлениях, перешли на внутренние. Разрабатывают – что совершенно ново для нашего рынка – пакетные предложения, туры (включая перелет и проживание) по местным направлениям – в тот же Крым, Сочи. Но не на Байкал.
Я недавно беседовала с представителем одного крупного туроператора, и он так это объяснил:
«Байкал – это, безусловно, бренд. Это интересно, здорово. Но очень уж дорого получается. Авиаперевозка ‘съедает’ все, а уровень сервиса при этом оставляет желать лучшего».
Правительство же, вроде, собиралось субсидировать перелеты из городов-миллионников по популярным внутренним направлениям. Иркутск был в списке.
– Пока информации по субсидированию перелетов в Иркутск нет. На самом деле, это тоже не решило бы проблемы полностью. Вспомните, в прошлом году, когда субсидировались перелеты из Иркутска в Крым (билет стоил 13 тысяч рублей туда-обратно) – квота была такой маленькой, что все билеты раскупались в течение нескольких часов.
Вы сказали выше, что к нам не едут не только из-за транспортного барьера, но и потому, что боятся некачественного сервиса. Эту проблему как-то можно решить?
– Есть вещи, которые зависят от собственника бизнеса: слаженная работа персонала, внимательность, опрятность, качество пищи и прочее. В силах и в интересах бизнесмена работать над этим.
Но не все зависит от него. Есть более глобальные вещи – проблемы инфраструктуры, которые без поддержки властей не решить. Дороги те же. На Ольхоне, например, есть благоустроенные, уютные отели, но только представьте, как до них добираться из Москвы, например. Долететь до Иркутска (за 35 тысяч рублей), потом доехать до МРС (3 часа), затем очередь на паром отстоять и еще сорок километров по Ольхонскому бездорожью…
Хорошо, если турист преодолел все эти «круги ада» и будет вознагражден отличным обслуживанием в гостинице. Но ведь есть на Байкале немало турбаз, где сервис оставляет желать лучшего, а цены при этом – «кусаются». С ними что делать?
– С ними ничего не сделаешь, это частные деньги, частная собственность. Тут экономический момент играет свою роль. Если бы у нас турист ехал и летом и зимой, и загрузка этих объектов размещения была бы круглогодичной, то, наверное, собственники бизнеса в большей степени стремились бы к тому, чтобы расширить, благоустроить, достроить… Но сезон очень короткий – 2,5 месяца. За это время собственник просто старается «выжать» из своего объекта все, чтобы было на что жить, содержать турбазу с октября по май.
Низких цен в этом случае, я так понимаю, ждать не приходится.
– Я думаю, что нет. В ближайшее время Байкал вряд ли подешевеет.
«Китайский турист – недорогой турист»
С российскими туристами на Байкале непросто, зато с иностранными – все хорошо. Судя по количеству китайских туристических групп прошлым летом, отдых в Сибири стал действительно привлекательным для них…
– Да, по въездному туризму мы бьем все рекорды. Их действительно много – и китайских, и корейских туристов: отдых у нас, в связи с валютными колебаниями, стал для иностранцев очень выгодным.
В прошлом году были даже даты, когда в иркутских гостиницах не хватало мест для размещений китайских групп.
Такой ситуации я не помню со времен проведения последних БЭФ (Байкальских экономических форумов), которые организовывала наша компания, бронируя для участников все отели города.
Можете в цифрах сказать, насколько вырос турпоток по въездному направлению?
– Цифры все называют разные: кто-то – 15%, кто-то – 30-40%. По нашей оценке, это 25%. В этом году поток продолжит расти. Летом дополнительно к имеющимся направлениям планируются прямые рейсы из Шанхая в Иркутск. На данный момент турпоток из азиатских стран стабилен и предсказуем.
Много удается зарабатывать на этом направлении?
– Наши отели («БайкалБизнесЦентр» и «Дельта») – это бизнес-отели, и мы, конечно, в первую очередь ориентированы на корпоративного клиента, на командированных сотрудников. Но летом работаем и с китайскими туристами – не можем не быть в тренде (смеется). Хотя, как ни удивительно, китайский турист – в большинстве своем, недорогой турист.
Ценовая конкуренция с другими отелями высока?
– Да. Поэтому мы стараемся лавировать. И не уходить полностью в китайское направление, комбинировать с российскими туристами, которые все-таки тоже есть, хоть и гораздо меньше.
Правильно ли я понимаю, что турпоток из Китая – это единственная надежда Байкала сегодня?
– Это не то, чтобы единственная надежда. Это просто наиболее реальное направление: то, что происходило вчера, происходит сейчас и точно будет завтра.
Китайцы настроены серьезно – не только едут, но и создают условия для своего комфортного здесь пребывания, инвестируют в строительство новых гостиничных комплексов, например.
Им важно получать высокий уровень сервиса. Я думаю, что в ближайшее время поток туристов из Азии по своим объемам превысит российский поток на Байкал.
«Иркутские гостиницы уже забронированы на лето»
Сейчас полным ходом идет подготовка к летнему сезону. СМИ писали, что в Крыму туроператоры уже раскупили все гостиницы на лето. На Байкале так же?
– Номерной фонд всегда бронируется заранее. Во многих гостиницах Иркутска номера на лето уже, так или иначе, забронированы туроператорами. Азиатских туристов ожидается много, такие путешествия, как правило, планируются заблаговременно – туроператорам не нужны неожиданности.
Что касается ситуации в Крыму, то там, как мне кажется, больше спекулятивной составляющей: сейчас забронировать, а потом продавать в пик сезона по высоким ценам. У нас до этого еще не дошло.
А ранее бронирование со стороны частных лиц сегодня распространено?
– Его стало меньше – я это связываю с неопределенностью. Раньше было больше стабильности, уверенности в завтрашнем дне – соответственно, и глубина бронирования была больше. Сейчас люди наоборот уходят на покупку горящих туров.
Читайте также:
Если у оператора есть свободные места размещения и нет брони, то он, как правило, снижает цену. Многие туристы ждут такого момента, желая сэкономить.
Вы каких результатов от грядущего лета ждете? Рост запланировали?
– Да, ждем роста по выручке относительно прошлого года на уровне 11%.
Нужно понимать, что отрасль сегодня находится под влиянием многих факторов, и не все из них позитивны.Конечно, ограничение по выезду в популярные среди туристов страны – это положительный для нас, как для туристической компании, фактор. И это повлияет на рост спроса на внутренний туризм.
Мы также прогнозируем увеличение потока жителей нашего и близлежащих регионов, которые не собираются отказываться от отдыха. А красоты нашего края к этому располагают.
Анна Масленникова,
Газета Дело