Российский бизнес, несмотря на санкции, активно сотрудничает с зарубежными партнерами. Банки, в свою очередь, предлагают компаниям услуги международного финансирования. О выгодах таких продуктов для предприятий, ведущих ВЭД, Газете Дело рассказал руководитель по развитию международного финансирования в регионах ПАО «Промсвязьбанк» Александр Шафранский.
Некоторые бизнесмены ошибочно полагают, что привлечение международного финансирования в условиях санкций им недоступно. Но ведь выход на западные рынки закрыт только для госбанков, остальные участники рынка продолжают предлагать такие услуги клиентам?
– Совершенно верно. Наш банк не находится под санкциями, и мы можем привлекать международное финансирование в достаточных объемах и на длительные сроки. Мы сотрудничаем с крупными зарубежными банками, экспортными кредитными агентствами.
С кем сегодня предпочитаете работать – с импортерами или экспортерами?
– Импортеров мы кредитовать готовы, но на определенных стандартных условиях. Компании, ориентированные на импорт, сейчас испытывают сложности. Потребительский спрос сжался, покупательская способность россиян снизилась – многие рынки вообще рухнули, это ни для кого не секрет.
Поэтому банку сегодня, конечно, интереснее кредитовать экспортеров, в том числе несырьевых товаров, которые являются, по сути, бенефициарами валютной девальвации.
Себестоимость у большей части из них в рублях, операционные расходы тоже. Таким образом, компании получают помимо своей операционной маржи еще и маржу на курсе валют.
Вы упомянули, что при организации международного финансирования для компаний-экспортеров сотрудничаете с ЭКСАРом (агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций). Что это дает банку и заемщику?
– Плюсом является то, что страховое покрытие ЭКСАР рассматривается в качестве залогового обеспечения по сделке, которое, как правило, покрывает до 90% от суммы кредита / экспортного контракта. Таким образом, в большинстве случаев мы можем не просить дополнительного обеспечения у клиента.
Кредиты, обеспеченные страховым покрытием ЭКСАР, могут быть рефинансированы в ЦБ РФ, и мы имеем возможность снизить конечную стоимость кредита потребителю, заемщику для того, чтобы удовлетворить его потребности.
Банку это тоже интересно. Сегодня ЦБ РФ очень пристально следит за капиталами банков, да мы и сами понимаем, что нам нужно выполнять нормативы, а для этого – реализовывать продукты с ограниченными рисками, снижать нагрузку на капитал.
Нагрузка на капитал при наличии обеспечения в виде страховки ЭКСАР составляет 50% при кредитовании в валюте и 20% – при кредитовании в рублях. Таким образом, при выдаче кредита мы используем очень небольшой ресурс.
Насколько выгоднее компании-экcпортеру кредитоваться в иностранной валюте?
– Конечно, экспортерам в настоящий момент выгодно получать финансирование в той валюте, в которой поступает экспортная выручка. Это позволяет избежать курсовых разниц.
Наличие специальных программ поддержки экспорта, в том числе, с участием экспортного страхового агентства позволяет предлагать экспортерам конкурентные ставки, которые существенно ниже стандартных условий кредитования.
А в юанях кредитуете?
– Кредит в юанях будет дешевле, чем в рублях, но доллару и евро китайская валюта сегодня однозначно не конкурент.
В завершении хотелось бы услышать ваши прогнозы относительно курсов валют. Сколько будет стоить доллар в среднесрочной перспективе?
– Знаете, в декабре 2014 года, когда случился обвал рубля, я активно читал все новости, пытаясь найти хоть какого-то авторитетного аналитика, который сказал бы, что будет завтра. И пришел к выводу, что про завтра я нигде не прочитаю лучше, как завтра. Завтра все скажут: «Мы предвидели, мы говорили, мы знали» (смеется).
А если серьезно, то доллар привязан к нефти. Что будет с ней? Есть несколько триггеров, которые влияют, это и макроэкономика, и политическая ситуация. Так что нужно взвешенно подходить, оценивать свои риски.
А в ваших продуктах валютные риски заемщиков как фиксируются?
– У Банка есть возможность реализовывать разновалютные сделки. Наиболее актуально встает вопрос о минимизации валютных рисков при финансировании импортеров. Мы готовы производить оплату с использованием аккредитивной формы расчетов в пользу иностранного поставщика в валюте заключенного контракта, но при этом зафиксировать задолженность клиента в рублях. Механизм является рабочим как на дату открытия аккредитива, так и на дату платежа по аккредитиву.
Это позволяет клиенту «на входе» понимать, что его ждет. Если, скажем, у него аккредитив на миллион долларов, а доллар сегодня стоит 80, то он 80 млн рублей и должен будет вернуть банку, как бы ни менялся курс.
ПАО «Промсвязьбанк». Генеральная лицензия Банк России №3251