Газета Дело

Поводы для оптимизма. Что ждет российскую экономику в 2016 году

«Россия-2016: есть ли повод для оптимизма?» – на этот вопрос искали ответ участники конференции, проведенной Райффайзенбанком в Иркутске. Аналитики банка поделились своими прогнозами относительно динамики ВВП, цен на нефть и ситуации в потребительском секторе.

Быть в тренде

Конференцию «Россия-2016: есть ли повод для оптимизма?» провел в Иркутске в конце апреля Райффайзенбанк. Участие в мероприятии приняли около 70 человек.

«Задача Райффайзенбанка – быть для своих клиентов не просто банком, предоставляющим качественный сервис, но и партнером. Мы предлагаем предпринимателям Иркутска широкий спектр финансовых инструментов, банковские продукты по выгодным тарифам, гибкий и клиентоориентированный сервис. Но также мы и консультируем своих партнеров, помогаем им лучше ориентироваться в важных для бизнеса экономических процессах.

Эта конференция – часть нашей концепции банка, развивающего партнерские отношения с бизнес-сообществом Иркутска.

Мы пригласили в наш город аналитиков, одних из лучших в стране в своей области, чтобы наши клиенты были в курсе актуальных для российской экономики трендов и могли задать все важные для их бизнеса вопросы экспертам напрямую.

Судя по успешному завершению 2015 года, бизнес Райффайзенбанка в Иркутске стабилен, но в основе нашего успеха – успех наших клиентов, которые работают с нами уже многие годы. Уверена, что подобные мероприятия интересны и полезны региональному бизнесу, и мы будем продолжать эту традицию в будущем», – рассказала Екатерина Витязева, директор сети операционных офисов Райффайзенбанка в Иркутской области.

Нефть: ждем восстановления

Рынок нефти в последнее время – в зоне особого внимания. С 2013 года цены на «черное золото» упали в долларовом выражении в несколько раз. Причиной падения цен, по мнению Андрея Полищука, старшего аналитика Райффайзенбанка по нефтегазовому сектору, стало наращивание добычи нефти – причем не только традиционными игроками рынка (в том числе, Россией и Саудовской Аравией), но и Соединенными Штатами.

«США перестали быть главным импортером на рынке и с 2007 года нарастили объемы собственной добычи нефти – прежде всего, сланцевой – в несколько раз», – отметил эксперт.

Рост предложения долгое время компенсировался бурным ростом спроса со стороны Китая и Индии. Однако сейчас на рынке наблюдается переизбыток нефти (около 1,7 млн баррелей в сутки), что, разумеется, оказывает давление на цены.

При сложившейся сегодня стоимости сырья добыча сланцевой нефти в США становится нерентабельной. «Так как основная причина падения цен на нефть, по нашему мнению, – это рост добычи в Штатах и переизбыток нефти в мире, то балансировка добычи и спроса должны привести к восстановлению цен на нефть, примерно в течение года», – подчеркнул Андрей Полищук.

Аналитик ожидает, что уже к концу текущего года цены на нефть могут достичь отметки в 49 долларов за баррель.

ВВП: падение замедлится

«Нефтяной» тест стал проверкой на прочность для отечественной экономики.

«ВВП в прошлом году упал почти на 4%, – рассказал Денис Порывай, старший аналитик по долговым рынкам. – Это снижение оказалось не таким значительным, как шок, пережитый в 2009 году (-7,8%), несмотря на то, что цены на нефть упали в этот раз сильнее. Экономику поддержали государственные расходы на оборонно-промышленный комплекс».

В других секторах все менее благополучно: ожидания компаний относительно перспектив экономики ухудшились, что привело к сокращению капитальных инвестиций. Снижение реальных доходов населения вызвало падение потребления и, соответственно, розничных продаж.

В текущем году, по мнению аналитика, инвестиции и потребление продолжат снижаться – но менее медленными темпами, чем в 2015-м. По итогам года стоит ожидать снижения ВВП на 2%.

«Основной фактор, который может поддержать экономику, – это восстановление цен на нефть, – подчеркнул эксперт. – На положительный темп роста ВВП мы сможем выйти только в 2017 году».

Потребительский рынок: скорее жив, чем мертв

Заложником внешней конъюнктуры, ситуации на нефтяном и валютном рынках оказался и потребительский сектор.

Падение реальных доходов заставило население изменить стратегию потребительского поведения. В стране заметно выросла категория «бережливых потребителей»: более 70% россиян сократили свои расходы на товары первой необходимости, более 50% вынужденно замещают продукты питания на более дешевые аналоги.

Состояние потребительского рынка, по словам аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, во многом зависит от ожиданий, от потребительской уверенности.

«Если мы увидим продолжение восстановления цен на нефть, стабилизацию курса рубля, то можно будет говорить, что острая фаза кризиса преодолена, а эффект низкой базы прошлого года позволит увидеть замедление инфляции. В случае улучшения ситуации в секторе производства возможно и улучшение потребительской уверенности – как следствие начала индексации зарплат, открытия новых рабочих мест».

Пока же ритейлерам приходится приспосабливаться к текущей – крайне непростой – ситуации, искать способы привлечения потребителей в свои точки.

Определяющим для покупателей, по словам эксперта, является сегодня фактор цены.

«Они готовы дробить свои покупки между несколькими магазинами, охотно откликаясь на скидки, которые предлагают разные ритейлеры. Фактор лояльности бренду теряет свою значимость».

Сетям приходится искать новую точку равновесия. Например, сегодня активно развивается производство недорогой продукции под собственной торговой маркой (СТМ).

«Если ритейлер ‘попадает’ в ассортимент, он не только получает лояльность потребителя, но и неплохо зарабатывает, потому что в себестоимости производства таких продуктов отсутствуют затраты на маркетинг, продвижение. Главное – при низкой цене не потерять в качестве».

В целом, по словам эксперта, потребительский рынок сегодня скорее жив, чем мертв. Конкуренция высока. Игроки, позиционирующие себя как долгосрочные инвесторы, продолжают экспансию. «Они готовы приспособиться, переждать момент кризиса и, воспользовавшись ситуацией, нарастить долю рынка».

В завершении конференции предприниматели Иркутска смогли пообщаться с экспертами банка в неформальной обстановке фуршета и задать все интересующие их вопросы.

Иван Рудых,
Газета Дело




Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело