Илмар Лапиньш, художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии
Я просто антигерой для вашей рубрики. К финансам отношусь довольно легкомысленно. Вот мы с вами собрались говорить о финансах, а я кошелек не могу найти. Сейчас позвоню жене, может, дома оставил. Действительно, дома забыл. Ну, вот о каких финансовых стратегиях можно со мной говорить.
• Про недвижимость. Сбережений особых не накопил. Хотя возможности, конечно, были. Многим моим коллегам удалось приватизировать на своих родственников по несколько квартир, полученных еще при Союзе. Я никогда этой возможностью не интересовался. После каждого переезда на новое место работы квартиру в тех городах, где работал -- Томск, Уфа, Казань -- возвращал государству. В новом городе сначала жил в гостинице, потом как-то решался квартирный вопрос.
Всегда знал, что в Риге у меня дом, в котором я родился и вырос. Это уже в 2002 году, после смерти мамы, меня попросили освободить нашу рижскую квартиру. Если помните, после распада Союза все страны Восточной Европы, в том числе Латвия, приняли закон о реституции, когда прежним владельцам возвращалась недвижимость, национализированная в 1940-50-х гг. Новые владельцы часто не имели средств на содержание обретенных домов и существенно поднимали арендную плату для жильцов. (вопрос стал настолько острым, что правительство Латвии, например, было вынуждено принять специальное постановление, регулирующее максимальную ставку арендной платы в денационализированных домах -- прим. СИА).
Вот и новый собственник нашего дома поставил меня перед выбором -- либо выкупать квартиру за огромные деньги, либо арендовать ее по не менее высокой арендной ставке. Друзья, знакомые советовали бороться, но это не в моих привычках -- ходить по судам. Остался в результате без жилья, но тогда я сильно об этом не задумывался. С бывшей женой у нас была еще одна квартира в Латвии -- в городке Мазсалаца. Но после развода я, конечно, оставил ее бывшей супруге. Сейчас живем с женой в съемной квартире, которую предоставила Иркутская филармония.
• Про банковские карты. Действующих банковских карт у меня две -- к счету в австрийском банке Erste и к зарплатному счету в банке ВТБ24. Erste Bank -- первый банк, в котором я открыл счет и завел карту. Было это в 1993 году. Как выбирал? В основном, по рекомендациям знакомых, а вообще это первый австрийский сберегательный банк и до сих пор крупнейший в Австрии из числа коммерческих. Часто этой картой я не пользуюсь: на этот счет обычно перечисляют гонорар за гастроли за рубежом, с этого же счета списывается подоходный налог в австрийскую казну. Я ведь почетный гражданин республики Австрия.
Кстати, картами пользуюсь очень осторожно. Есть горький опыт с овердрафтом (краткосрочный кредит, который предоставляется клиенту при временной недостаточности средств на счете -- прим. СИА) на карте Erste Bank. Когда в 1998-2000 гг. я работал дирижером в Teatro Filharmonico di Verona в итальянской Вероне, сотрудники итальянского филиала банка Erste, посмотрев на мою немаленькую зарплату, увеличили кредитный лимит по моей карте до 9 000 евро. А расплачиваясь картой, сразу не поймешь -- ушел ты в кредит или нет. Вот и я не понимал. До тех пор пока не уволился и не переехал в Латвию по семейным обстоятельствам. Там меня и настигла просрочка по карте -- на 6 000 евро. Пришлось быстро собрать все средства, что были, и в срочном порядке погасить задолженность.
С тех пор осторожничаю -- смотрю, в банкомате своего банка я обналичиваю средства или нет. Обналичивать приходится часто. К сожалению, в Иркутске очень мало заведений, принимающих карты к оплате. Вот недавно ужинали в ресторанчике вместе с другом, приехавшим на гастроли в Иркутск. Выяснилось, что торгового терминала в заведении нет -- пришлось побегать в поисках банкомата ВТБ24.
• Про Иркутск. До переезда в Иркутск почти семь лет был дирижером музыкального театра в Клайпеде. Но в феврале прошлого года мне настолько все там надоело, что я молил Бога: «Хочу в Россию!». А когда я приехал в Иркутск в прошлом мае, мой друг Володя Шагин (директор и художественный руководитель Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского -- прим. СИА) говорит -- оставайся в Иркутске, место дирижера в нашей филармонии как раз свободно. Я с радостью остался и, думаю, это не случайно: мои первые гастроли прошли именно здесь, в Иркутске у меня друзья, с которыми я знаком уже 40 лет. С этим городом у меня сложились особые отношения.