Из исследования сервиса «Газпром Бонус» и Frank RG о рынке подписочных сервисов в России следует, что объем рынка по итогам 2024 года увеличится на 10–14%, до136 млрд руб. Это существенное замедление, в 2023 году рост составил 80%. «К концу прошлого года хотя бы одной экосистемной подпиской пользовались уже 50% экономически активных россиян, а общее число действующих подписок оценивалось в 57,5 млн, что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году»,— говорится в исследовании.
Между тем число самих подписочных сервисов продолжило сокращаться, отмечают аналитики. Так, летом 2022 года перестала действовать подписка «Мегафон Плюс», летом 2023 года — VK Combo. Подписочная модель «решает определенные бизнес-задачи и подходит не любому бизнесу», поясняет вице-президент по развитию экосистемы и маркетингу МТС Максим Пухальский: «Логично, что компании, которым не удалось найти зоны эффективности в подписках, отказались от этой модели». По оценке «Сбера», рынок подписочных моделей будет расти как с точки зрения количества пользователей, так и с точки зрения бюджета, а те закрытия, которые отмечают эксперты, носят временный характер.
Предложения, входившие в VK Combo и «Мегафон Плюс», частично перешли в другие подписочные сервисы («Газпром Бонус», MIXX от Tele2, Тinkoff Pro), уточняют в Frank RG. Это указывает на развитие тренда по «общей консолидации» в индустрии, считают аналитики: «Сервисы все активнее включаются в кросс-продажи и заключают сотрудничества, формируя в том числе и новые конфигурации систем, так называемых подписок в подписке». Еще одна тенденция 2023 года — улучшение условий по банковским предложениям (накопительным счетам и вкладам), входящим в подписки. Собеседники на медиарынке полагают, что она продолжит влиять на рынок и до конца 2024 года.
Юлия Юрасова