В 2024 году средняя площадь вновь построенных торгцентров в Москве составит 12,9 тыс. кв. м, подсчитали в Commonwealth Partnership (CMWP). В NF Group ожидают, что показатель в этом году будет на уровне 9,1 тыс. кв. м, в Nikoliers — 14,4 тыс. кв. м, в IBC Real Estate — 18 тыс. кв. м. Для сравнения: в 2023 году средняя площадь новых торговых объектов составляла 9,5 тыс. кв. м, а в 2022 году — почти на текущем уровне, 12,6 тыс. кв. м, подсчитали в CMWP. В то же время по сравнению с 2021 годом, когда средний размер таких комплексов достигал 26,5 тыс. кв. м, в нынешнем году будет зафиксировано снижение почти в два раза.
В этом году повышение среднего размера вводимого объекта по сравнению с 2023 годом является «эхом прошлых лет, когда наблюдался массовый перенос сроков ввода новых объектов», поясняют в CMWP. Объем ввода новых объектов также вырастет. По прогнозам CMWP, в 2024 году суммарная площадь сданных торговых объектов достигнет 206 тыс. кв. м, в то время как в 2023 году показатель был в несколько раз меньше — 48 тыс. кв. м.
С развитием онлайн-ритейла и уходом с российского рынка заметного числа западных брендов форматы торговли сместили акценты на досуговую, спортивно-развлекательную и сервисную функцию, чем и обусловлено развитие, например, термальных комплексов внутри торгцентров, отмечает госпожа Кузина. Средняя площадь магазинов снижается, а в офлайн-пространстве представлены только востребованные товары из ассортимента, добавляет директор по управлению активами ADG Group Мария Ромашина. Сейчас многое можно купить онлайн, а в районные комплексы рядом с домом жители приходят за товарами первой необходимости и в фудкорты, напоминает эксперт.
Дарья Андрианова