Эра хорошего заработка на пунктах выдачи заказов закончилась. Еще несколько лет назад один крупный столичный ПВЗ мог генерировать около полумиллиона рублей, сейчас и 200 тыс. руб. — большая удача. А все из-за ужесточений со стороны маркетплейсов. Тему продолжит Григорий Колганов, “Ъ FM”.
В 2020-м площадки активно привлекали партнеров, выдавали внушительные субсидии на открытие точек и предлагали персональных менеджеров. Сейчас, нарастив обороты, стали «закручивать гайки». Процент вознаграждения для ПВЗ снизился вдвое, в той же пропорции увеличились размеры штрафов.
Предпринимателей такая калькуляция толкает на крайности, говорит владелец нескольких десятков пунктов выдачи заказов в Москве и Подмосковье Артем Бобцов: «Действительно, ПВЗ стали гораздо менее доходным бизнесом. В 2022 году пункты выдачи зарабатывали в месяц в среднем "чистыми" 75 тыс. руб. В 2023 году эта цифра упала до 55 тыс. руб., а по итогам 2024 года мы ожидаем, что сумма упадет ниже 50 тыс. руб. Вам в таком случае выгоднее будет просто пойти куда-то на работу и при этом спать по ночам спокойно».
Читайте также:
Самыми жесткими собеседники называют условия, которые диктует Wildberries. Оценка работы пункта ниже 4,98 — штраф. Бракованные вещи, медленный прием товара или отсутствие на рабочем месте сотрудника более десяти минут — аналогично. Появилось даже понятие «срок жизни ПВЗ», и он все короче, рассказывает гендиректор обучающей платформы «Меркатус» Лео Шевченко: «Мы закрывали один за другим ПВЗ, потому что поднималась стоимость аренды. Вначале было лучше, где-то 300 тыс. руб. приносила точка на Арбате, по 200 тыс. руб. приносили Марьино и Ленинский проспект, но потом рентабельность стала снижаться. Есть охранная зона, и вроде бы нельзя открывать ПВЗ в одном доме, но открываются в соседних домах, поэтому, естественно, учитывая, что идет уменьшение комиссий и ужесточение правил, это становится все менее выгодно. Когда прибыль опускается до значения 50-100 тыс. руб., мы понимаем, что за то количество времени и энергии, которое тратится на этот проект, это становится совершенно нерентабельно».
Не все предприниматели просчитали риски, делится владелец сети ПВЗ Ozon в Ростове-на-Дону Алексей Козлов: «Большинство людей, которые открывали пункты, делали это бездумно. К примеру, не учитывая множество факторов, это зарплаты, которые придется платить, стоимость аренды. В селах каких-то снимают помещение за 80 тыс. руб., я не понимаю, как можно было на такие условия соглашаться. То есть люди сами себя загоняют в изначально минусовой бизнес-план, который они, вероятно, вообще не составляют».
Елена Тюленева