Система по противодействию распространению фейков в интернете «Зефир» с момента запуска в январе 2022 года собрала данные о более чем 570 тыс. единиц контента, созданных с применением искусственного интеллекта, сообщили в АНО «Диалог» (разработчик и оператор системы). Это 10% от всего проанализированного контента, причем в 2023 году число материалов с вмешательством ИИ выросло в 17 раз по сравнению с 2022 годом. Как уточнили в АНО «Диалог регионы», результаты мониторинга будут «использоваться для формирования инициатив по доработке законодательства о противодействии фейкам». Также среди целей сбора статистики — разработка универсальной методологии расчета точности систем распознавания.
Читайте также:
«Зефир» использует машинное обучение для выявления сфабрикованного аудиовизуального контента, уточнили в АНО «Диалог». Цель — обнаружить дипфейки и спуфинг (подмена голоса). Функционал системы позволяет обнаруживать также съемку с заменой фона, обработку аудио (очищение от шумов, транскрибирование речи, автоматизированный перевод). Собранная статистика включает любые материалы, где так или иначе использовался ИИ. Одна из выявленных системой тенденций — рост популярности спуфинга, опередившего по популярности визуальные дипфейки. В этом году эксперты отмечают рост аудиодипфейков для мошеннических звонков с поддельных аккаунтов руководителей.
Гендиректор АНО «Диалог» и «Диалог регионы» Владимир Табак на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) 28 июня отметил, что «Диалог» готов к сотрудничеству со «Сбером» и другими операторами аналогичных решений для выявления недостоверной информации.
Артур Якушко