Введение новых мер анонсировал советник по национальной безопасности Джейк Салливан. По его словам, ограничения против китайских компаний, поддерживающих Россию, уже готовятся, в первую очередь под удар могут попасть именно кредитные организации. Чиновник сообщил, что Пекин откликается, когда США представляют конкретные доказательства нарушения санкций, но общая ситуация не радует Вашингтон. В декабре прошлого года Джо Байден разрешил Минфину преследовать банки, поддерживающие оборонную промышленность России. На этом фоне многие кредитные организации отказались проводить платежи. По словам Салливана, у Белого дома есть «почти беспрецедентные» возможности для давления на финансовый сектор КНР.
О каких мерах может идти речь? На этот вопрос “Ъ FM” ответил партнер адвокатского бюро NSP Александр Некторов: «У США довольно серьезные рычаги имеются в наличии. Включение соответствующего банка SDN-лист — это довольно серьезный шаг с политической точки зрения, тем не менее США могут санкционировать какой-нибудь относительно небольшой банк, который несильно повлияет на финансовую систему Китая, но очень сильно испугает всех остальных.
Второй способ — это действие через банки-корреспонденты. Очевидно, что финансовая организация не может функционировать, не имея корреспондентские отношения с долларом и евро. У США есть возможность влиять на эти корреспондентские отношения, потому что глобальными корреспондентами по доллару США являются крупные американские банки».
По данным Bloomberg, в июне прямые платежи из России в Китай стали практически невозможными. Сроки проведения трансакций растянулись на месяцы, а комиссия значительно выросла. На ситуацию повлияла лишь возросшая угроза введения вторичных санкций США, фактически Вашингтон еще не накладывал ограничений на китайские кредитные организации.
Но если это все же произойдет, то эскалация в отношениях двух стран неминуема, уверен гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев: «В июне американцы расширили толкование российского ВПК, теперь, условно говоря, если контрагентом китайского банка выступает российский банк, подсанкционный, а они у нас почти все подсанкционные, то китайский банк рискует подпасть под американские вторичные санкции».
Ульяна Горелова