Новости

ВТБ вможет получить в управление Первую грузовую компанию

В крупнейшем российском железнодорожном операторе — Первой грузовой компании (ПГК), которая только в конце 2023 года перешла от структур Владимира Лисина к компании «Аврора Инвест», связываемой с Тимуром и Русланом Бабаевыми, снова ожидаются перемены. Как стало известно “Ъ”, ПГК в управление забирает ВТБ, у которого в залоге находится вагонный парк компании, обеспечивающий долгосрочные обязательства ее материнской структуры.

Крупнейший железнодорожный оператор в России — Первая грузовая компания переходит под управление ВТБ, рассказали “Ъ” три источника на рынке. По информации “Ъ”, в ближайшее время ожидается смена гендиректора компании. В ПГК от комментариев отказались. «Не комментируем»,— сообщили в ВТБ.

ПГК была создана в 2007 году, затем выделена из состава ОАО РЖД в рамках реформы. В 2011 году 75% минус две акции приобрела структура Владимира Лисина за 125,5 млрд руб. В 2012 году, выкупив у ОАО РЖД оставшийся пакет за 50 млрд руб., холдинг господина Лисина консолидировал 100% оператора. Сейчас в парке компании около 90 тыс. единиц подвижного состава, в основном полувагонов и крытых вагонов, а также фитинговых платформ. В рейтинге железнодорожных операторов INFOLine Rail Russia Top по итогам первого квартала 2024 года ПГК занимает первое место по объему грузовых перевозок и по величине грузооборота — 60 млрд тонно-километров и 29,8 млн тонн за первые три месяца года соответственно. В количестве вагонов в собственности и управлении компания уступает только подконтрольной ОАО РЖД Федеральной грузовой компании (ФГК) и «Деметра-Холдингу».

У ПГК формально низкая долговая нагрузка с уровнем долг/EBITDA менее 1. Но в 2023 году, отмечает в своем рейтинге «Эксперт РА», ПГК выпустила независимую финансовую гарантию в адрес кредитора материнской компании в качестве обеспечения ее долгосрочных кредитных обязательств. В отчетности ПГК говорится, что она предоставила ряд обеспечений по обязательствам материнской компании и предоставленная финансовая гарантия является существенной для общества, но не превышает величину его активов. На конец 2023 года на залоговых счетах размещено 70,6 млрд руб., сообщается в отчетности. Также, говорится в документе, в феврале 2024 года ПГК заложила в качестве обеспечения 66,8 тыс. вагонов стоимостью 92,1 млрд руб. В отчетности залогодержатель не раскрывается. Но в базе СПАРК есть сведения о залоге активов ПГК в ВТБ.

Два собеседника “Ъ” объясняют происходящее несовпадением текущей ситуации в ПГК с обещаниями, данными вовлеченным сторонам и кредиторам, в том числе ВТБ, при организации сделки. По мнению одного из собеседников “Ъ”, в перспективе ВТБ может продать или передать ПГК в управление. Три собеседника “Ъ” на рынке рассказывают, что получение ПГК банком — первый акт крупного консолидационного процесса на рынке. Двое из них не исключают, что к ПГК могут быть присоединены «Трансфин-М» и подконтрольный ему железнодорожный оператор «Атлант».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что ПГК демонстрирует высокий уровень финансовой устойчивости и операционной эффективности, поэтому смена контроля, вероятно, связана с взаимоотношениями покупателя и финансирующего банка. ПГК, продолжает он, лидер по технологической эффективности среди операторов типового парка с рекордными финансовыми показателями. Чистая прибыль за 2023 год — 36 млрд руб., рентабельность по чистой прибыли — 31,1%, а нераспределенная прибыль на конец 2023 года — 155 млрд руб.

По мнению господина Бурмистрова, переход управления ПГК к ВТБ — хорошая для рынка новость, так как «ВТБ Лизинг» — крупнейший лизингодатель. ВТБ, считает он, сменит менеджмент в ПГК, возможно, уменьшит долг, а далее возможно разное развитие событий, вплоть до IPO. Не исключено, полагает эксперт, что с таким объемом располагаемых средств ПГК проявит себя на рынке как консолидатор: сейчас покупка компании предпочтительнее покупки нового парка.

Наталья Скорлыгина, Анатолий Костырев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "#ПГК #Первая грузовая компания ":
Все материалы сюжета (16)