Новости

Авторынок: в новый год — с новыми проблемами

В 2024 году китайскому автопрому сказали «спасибо» — за то, что прикрывал образовавшийся дефицит после ухода зарубежных брендов, как пояснял глава «Ростеха» Сергей Чемезов — и ввели поэтапную индексацию утильсбора. Вполне очевидный сигнал: импортировать станет дорого, если заинтересованы в российском рынке — сотрудничайте.

В конце 2023 года бывший вице-премьер—глава Минпромторга, а теперь уже первый вице-премьер Денис Мантуров в интервью «РИА Новости» рассказывал, что автомобильная промышленность в стране получила «второй шанс, которым точно воспользуется», уточняя, что речь идет о совместных производствах с китайскими партнерами.

Но, как говорят мои собеседники, китайцы перспективой открытого производственного сотрудничества с российскими компаниями воодушевлены не столь сильно.

Тем не менее кейсы неофициального взаимодействия есть, и их не мало. В этом заинтересован даже АвтоВАЗ — главный лоббист индексации утильсбора и противник экспансии брендов из КНР. Пока из названия бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге, переименованного изначально в «Лада Санкт-Петербург», в свое время планомерно не исчезла «Лада», в российской компании говорили о сотрудничестве с китайцами как об «управляемой конкуренции».

Между тем, по словам моих источников, с переговорами с коллегами из Китая у производителя до сих пор все непросто. О чем косвенно свидетельствует и тот факт, что метафоры топ-менеджмента об экспансии становятся все красочнее. В апреле руководство автопроизводителя говорило, что компанию «выдавливают в низкомаржинальный сегмент». К концу года президент АвтоВАЗа Максим Соколов уже сравнил китайских автопроизводителей с «пираньями», которые «устроили драку за рынок».

Станет ли на российском авторынке меньше машин из Китая — прогнозировать сложно. Параметры экспортных программ господдержки в КНР для автоконцернов не раскрываются, и ставка ЦБ в стране на куда более низком уровне, чем аналогичный индикатор в РФ. То есть не исключено, что китайцы смогут благополучно отбить повышение утильсбора в РФ и продолжать экспортировать машины в Россию с выгодой для себя.

От повышения утильсбора денег у наших сограждан больше не стало. А те, кому срочно нужна машина, все чаще смотрят в сторону вторичного рынка. И заинтересованные в несколько потрепанном, но надежном и удобном автомобиле чаще выбирают иномарку с пробегом, нежели произведение отечественного автопрома. Так что напрямую к существенному росту продаж Lada удорожание импортных машин вряд ли приведет. С другой стороны, деньги, полученные от индексации утильсбора, в том числе пойдут на господдержку отрасли. В первую очередь это программа льготного автокредитования. На 2025 год на эти цели заложена рекордная сумма 36 млрд руб. Но сможет ли эта сумма перебить ключевую ставку Банка России?

Наталия Мирошниченко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "АВТО":
Все материалы сюжета (755)