Жесткие дискаунтеры (в частности, сети «Чижик», «Да!», «Победа», «Маяк», «Ярче!») становятся все более популярным каналом совершения покупок. 1–12 февраля 2025 года совокупные траты потребителей в таких магазинах увеличились на 23% год к году, подсчитали в T-Data. Оборот торговых объектов увеличился на 36%. Согласно Infoline, совокупная доля жестких дискаунтеров в 2024 году достигла 5,61% всего объема розничных продаж продовольственных товаров — это почти втрое больше, чем в 2018 году, когда формат начинал набирать обороты на российском рынке. Тренд сохранится и в 2025 году показатель достигнет 5,9%, а в 2029 году — 8,4%, считают аналитики.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) отмечают рост текущей доли дискаунтеров в продуктовой рознице вдвое за пять лет — до 6%. Директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group Евгения Хакбердиева говорит, что показатель существенно разнится в зависимости от региона. В Сибири, например, доля дискаунтеров уже достигает 35%.
В России формат жестких дискаунтеров стал развиваться позднее, чем в мире. По мнению гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, толчком для их появления стало стремление покупателей к рациональному потреблению на фоне перманентного роста инфляции.
Читайте также:
Руководитель департамента торговой недвижимости консалтинговой компании CMWP Зульфия Шиляева обращает внимание на то, что начало бизнеса всех крупнейших сетей дискаунтеров совпадало с кризисами. Так, «Светофор» стартовал после 2008 года, «Чижик» — в 2020-м.
С социальными факторами интерес потребителей к формату связывает и партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Елена Хромова: «Есть потребители, получившие новые источники доходов, но есть и те, кто оказался в прямо противоположной ситуации». Это, по ее словам, приводит к тому, что люди начали активнее сравнивать стоимость различного ассортимента в торговых сетях.
Эксперт поясняет, что последовавшие за пандемией негативные рыночные и социальные факторы в целом сделали потребителей в последние пять лет более бережливыми. Это обеспечило успех формата. Выручка дискаунтеров, по его словам, растет сейчас в 2,5 раза быстрее, чем в других форматах.
Александра Мерцалова, Алина Мигачёва, Дарья Андрианова, Владимир Комаров