Новости

Усольский закон: почему токсичные производства остаются вне учета

Владельцы опасных производственных объектов, которые могут превратиться в токсичные свалки после вывода из эксплуатации, обязаны встать на учет и раскрыть свои данные Минприроды согласно ФЗ-446, известному как «усольский закон».

Однако активная инвентаризация не происходит. До 1 марта предприятия должны были предоставить данные о сроках эксплуатации токсичных зданий и сооружений в Росприроднадзор, но за десять дней до окончания кампании это сделали лишь 6% объектов. Отчасти это связано с отсутствием таких сроков у советских промышленных зданий. Согласно закону, опоздавшим до 1 сентября придется предоставить регулятору сметы, деньги и планы ликвидации объектов, прошедшие госэкспертизу, что значительно дороже. Власти не намерены отказываться от ужесточения требований, но им придется решить, что делать с нарушителями, которые не справятся с ситуацией.

Владельцы опасных промышленных объектов в большинстве своем игнорируют требования природоохранного регулятора, тем более если им это не грозит последствиями «в моменте». Государство проводит инвентаризацию производств, которые собственникам будет необходимо ликвидировать по истечении срока эксплуатации, требуя от владельцев отдельных опасных объектов (ОПО) данные о сроках эксплуатации зданий и сооружений, где размещены производства I и II классов опасности. С момента постановки на учет возникают обязательства по их ликвидации. Сроки должны быть записаны в проектной документации к зданиям с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы. По ФЗ-446, принятому после экологической катастрофы в Усолье-Сибирском (см. “Ъ” от 4 марта 2021 года), отчитаться требовалось до 1 марта 2025 года. Однако по состоянию на 19 февраля сведения подали лишь 6% обязанных это сделать. На запрос “Ъ” о точном количестве непредоставивших информацию к 1 марта в службе не ответили.

Пока это не является нарушением, но теперь до 1 сентября 2025 года оставшимся владельцам ОПО придется предоставить планы мероприятий по ликвидации объектов, заключение госэкспертизы, обоснование сметной стоимости работ и подтверждение финансового обеспечения ликвидационных мероприятий: независимую гарантию, поручительство или документы созданного резервного фонда со счетами эскроу.

Отметим, сегодня ликвидация бесхозных токсичных свалок и промплощадок происходит силами государства — по данным Минприроды, в РФ зафиксировано около 3 тыс. объектов с признаками негативного воздействия на окружающую среду, из них 70 — бывшие промплощадки. Но стратегически задачей государства является заставить собственников опасных объектов «убирать за собой» самостоятельно. Поэтому для них и введена обязанность не позднее чем за пять лет до истечения срока эксплуатации предоставить данные регулятору о том, как будет происходить ликвидация, или направить в бюджет компенсационный платеж, размер которого определяет Росприроднадзор. Без этого актив невозможно продать, а компания-владелец не имеет права выплачивать дивиденды.

Причина, по которой бизнес не смог отчитаться о сроках эксплуатации токсичных зданий к 1 марта,— необходимость проверки проектной документации на здание госэкспертизой.

Как пояснили в комитете по экологии и природопользованию Российского союза промышленников и предпринимателей, около трех четвертей зданий и сооружений, подпадающих под требования закона, не имеют или имеют истекшие сроки эксплуатации, а «число таких зданий в 70 раз больше числа соответствующих ОПО».

Впрочем, уже очевидно, что справиться с оформлением всех необходимых документов и резервированием средств получится не у всех и государству придется принимать решение, как быть с нарушителями. В числе возможных вариантов, например, может быть передача проблемных зданий и сооружений в собственность государства.

Анна Королева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Рекультивация отходов на Усольехимипром":
Все материалы сюжета (47)