Новости / Деньги

Объем размещенных цифровых финансовых активов превысил 604 млрд руб.

Рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) в России демонстрирует активный рост. По данным ЦБ, в 2024 году объем размещенных через операторов информационных систем (ОИС) цифровых активов превысил 604 млрд руб., более чем в девять раз превысив показатель предшествующего года. Суммарный объем действующих выпусков ЦФА на начало 2025 года превысил 274 млрд руб., это почти в пять раз больше, чем годом ранее. Количество зарегистрированных пользователей ОИС по итогам прошлого года составило почти 279 тыс. физических лиц и 638 юридических лиц. При этом более 108 тыс. физлиц и 139 юрлиц владели цифровыми активами.

К настоящему времени на рынке работают 15 ОИС, причем за последние четыре месяца в реестр вошли четыре финансовые организации. Среди наиболее активных выделялись платформы Альфа-банка, «Атомайз», Сбербанка, «Токеон» (входит в группу ПСБ). В начале 2025 года нарастили показатели НРД (входит в группу Московской биржи) и СПБ Биржи.

Пока большая часть выпущенных ЦФА остается краткосрочной. Вместе с тем, по оценке, основанной на данных ЦБ, доля инструментов со сроком обращения до трех месяцев за прошлый год снизилась с 62% в первом квартале до 30% — в четвертом. Однако и доля выпусков ЦФА сроком свыше одного года хотя и выросла к концу 2024 года, но остается нестабильной.

Гендиректор платформы «Токеон» Максим Хрусталев подчеркнул, что рынок ЦФА показывает экспоненциальный рост преимущественно среди банков и малого бизнеса. Банки активно используют ЦФА из-за отсутствия дополнительных налоговых расходов, тогда как для нефинансовых компаний такие расходы пока остаются проблемой.

Доля банков уже перешагнула отметку в 70%, отмечает гендиректор платформы «Блокчейн Хаб» (платформа ЦФА ХАБ, входит в группу МТС) Игорь Кузьмичев. Среди наиболее активных эмитентов выделялись Альфа-банк, Сбербанк, ПСБ (все три банка размещаются на собственных платформах), а также ВБРР, ВТБ, Совкомбанк, Газпромбанк. Их выпуски нередко превышают 1 млрд руб., а в ряде случаев (ВТБ, ПСБ) достигали 15–30 млрд руб.

Малый и средний бизнес, несмотря на налоговые сложности, выбирает ЦФА из-за удобства взаимодействия с инвесторами и гибкости инструмента, отмечает господин Хрусталев. В этом случае объемы размещений составляют десятки миллионов рублей, хотя иногда доходят и до 500 млн руб. Популярными у них являются площадки Сбербанка, «Токеон» и Альфа-банка.

Промышленные предприятия, девелоперы, сегмент небанковских финансовых и прочих услуг, торговые компании и другие бизнесы пока занимают существенно меньшую долю. Впрочем, среди них на разных площадках уже засветились МТС, «Ростелеком», «Русал», ММК, «Евраз», «Вайлдберриз». Как заявил начальник отдела долгового финансирования «Ростелекома» Ярослав Мурашкин, компания уже перешла к полноценному использованию ЦФА. «Один из выпусков объемом 1 млрд руб. в конце 2024 года был раскуплен частными инвесторами на платформе Альфа-банка менее чем за три часа. Для традиционных облигаций такой процесс занимает четыре-пять дней»,— отметил он.

По словам господина Мурашкина, ЦФА конкурируют не с облигациями, а с краткосрочными кредитными линиями банков, при этом ставки по ним оказались ниже, что принесло компании прямую экономическую выгоду.

 

Ксения Куликова, Кирилл Балабанов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "ЦФА. Цифровые финансовые активы":
Все материалы сюжета (8)