
После очередного обмена ударами с Китаем в инициированной США «войне пошлин» американский президент Дональд Трамп объявил 90-дневную паузу в разворачивании торгового противостояния со всем миром. «Перемирие» затронет более 75 государств, тарифы на импорт из которых США повысили сильнее всего.
В противостоянии США и КНР в последние дни установлена беспрецедентная планка обоюдных торговых барьеров: с полудня 10 апреля «зеркальные» пошлины, которые необходимо уплатить при поставках всех товаров между странами за вычетом «критических» исключений, превысят стоимость самих товаров — де-факто это остановка торговли между странами общим объемом в полтриллиона долларов в год (весь объем глобальной торговли — около $30 трлн).
Днем 9 апреля Пекин объявил, что с полудня 10 апреля увеличит «дополнительную ставку тарифов на импортируемые из США товары с 34% до 84%».
С учетом предыдущего повышения КНР пошлин 4 марта до 20% совокупный тариф на поставки из Америки составит 104% и выравняется с вступившими в силу в ночь на 9 апреля американскими пошлинами, как и предполагал “Ъ” 8 апреля.
Вечером 9 апреля президент США Дональд Трамп сообщил, что «немедленно» повышает пошлины на китайские товары со своей стороны до 125%, но это уже не имело никакого значения: дальнейшее повышение не имеет экономического смысла — по оценке Всемирной торговой организации, и 104% означает спад взаимной торговли на 80%, и даже повышение пошлин до 1000% таможенной стоимости товаров мало что изменит.
Гораздо важнее «отступление» Вашингтона от сценария торговой войны со всем миром: в том же заявлении Дональд Трамп в среду объявил, что так же «немедленно» приостанавливает на 90 дней введение дополнительных пошлин, превышающих 10%, о которых было объявлено в ночь с 2 на 3 апреля.
Де-факто тактика выжидания принесла торговым партнерам США, кроме Китая, по крайней мере передышку. Напомним, в последние дни о готовности как минимум обсуждать с Вашингтоном торговую политику заявляли десятки стран. Примером успешной тактики выжидания 9 апреля стал один из крупнейших торговых партнеров США — Евросоюз (вероятно, это результат сложности внутренних согласований). Европа хоть и объявила о повышении до 25% тарифов на часть импорта из Америки, в реальности ЕС лишь «зеркально ответил» на предыдущее, мартовское повышение пошлин США до 25% на сталь и алюминий (затрагивает их поставки на $110 млрд).
Оценки того, чем угрожает Вашингтону развязанная им торговая война, «быстрые», а значит, грубые и во многом могут быть рассчитаны на эмоциональную реакцию потребителей.
Так, например, диапазон удорожания свежих iPhone оценивается от $350 до $2 тыс., рост цен на электронику, продукты питания и товары для дома — в 30–50%, дополнительные расходы среднего американского домохозяйства могут увеличиться на $3,8–5 тыс. в год. Экс-глава американского Минфина Лоуренс Саммерс говорил, что эскалация тарифов может привести к рецессии в США, потере 2 млн рабочих мест, в Goldman Sachs повысили вероятность рецессии в США вследствие их новой торговой политики с 20% до 45%, а JP Morgan Chase — до 60% при падении экономики на 0,3% в следующем квартале.
В отношении перспектив мировой экономики допущения также преимущественно мрачны и, вероятнее всего, еще менее точны: начиная с рецессии в странах, сильно зависящих от экспорта в США (Вьетнам, Бангладеш, Камбоджа), и до глобального экономического спада в силу трансляции потерь в этих странах в мировую экономику.
При этом многие аналитики сходятся на том, что наиболее вероятным развитием событий скорее станет значительное замедление и сокращение физических поставок товаров и комплектующих, а затем и замедление или спад ВВП наиболее зависящих от международной кооперации стран, аналогичное кризису, вызванному пандемией COVID-19 в 2019–2021 годах вследствие массовых разрывов цепочек поставок.
При этом отказ или смягчение позиции США в отношении глобальной войны тарифов ситуацию как минимум облегчит — вероятно, что в Вашингтоне рассчитывают обеспечить себе дополнительное время для торговых переговоров с альтернативными Китаю поставщиками. На это, как ранее признавали американские власти, как раз и уйдут «ближайшие месяцы».
Читайте также:
Выход же из нынешней патовой ситуации, в которой США заблокировали себя и Китай, требует скорее политических переговоров. При этом чем дольше окажется период «выжидания», тем сильнее будет давление не проданных в США китайских товаров на рынки других торговых партнеров и вероятность введения ими защитных мер, что лишь увеличит скорость деглобализации, подготовку к последствиям которой уже обсуждают и власти РФ .
Для экономики РФ в условиях глобального усиления торговых ограничений и роста санкционного давления ключевыми параметрами остаются цены на нефть, динамика экспорта, курс рубля и ДКП Банка России, отмечает Дмитрий Полевой из АО «Астра УА».
На фоне ухудшения внешнего фона шансы на рецессию в 2025 году также возрастают — экономику может подтолкнуть к снижению не только падение экспортных доходов, но и ограничительные меры, которые ослабят производство.
Олег Сапожков, Артем Чугунов