Бизнес стремится развивать собственные онлайн-площадки, недовольный политикой маркетплейсов, что привело к ренессансу интернет-магазинов, как сообщили в компании «МойСклад». Аналитики банка «Точка» также отмечают сокращение числа регистраций новых предпринимателей на агрегаторах. Однако представители маркетплейсов утверждают, что количество продавцов и их доходы растут. В 2024 году на агрегаторы вышло всего 194,4 тыс. компаний, что на 7% меньше, чем в предыдущие годы. Причины снижения темпов прироста продавцов включают насыщение рынка, увеличение операционных издержек и высокую конкуренцию.
Тем не менее, онлайн-площадки, такие как Wildberries и Russ, заявляют о росте числа активных селлеров на 22% по сравнению с 2023 годом, а с Ozon сотрудничают более 600 тыс. предпринимателей. Условия для игроков ужесточаются, и многие выбирают развитие собственных платформ, как отмечает гендиректор сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев. Он подчеркивает, построить стабильный, прибыльный, растущий бизнес, пользуясь единственным каналом маркетплейсов, сейчас невозможно. «В этом году интернет-магазины обогнали такие площадки. Компании проходят опрос, и мы смотрим, какой у них основной канал продаж. E-com снова качнулся в сторону классических онлайн-магазинов. Селлеры поняли, что если у них нет доступа к их собственной клиентской базе, то бизнес, мягко говоря, под большим риском, потому что они его не контролируют», – подчеркивает эксперт.
Но онлайн-агрегаторы глупо игнорировать, замечают аналитики. В прошлом году россияне потратили на маркетплейсах 9 трлн руб. А если разделить эту сумму на численность населения страны (на 1 января 2025-го ее предварительная оценка составила 146 028 325 человек, сообщил Росстат), то каждый из нас «оставил» 61,5 тыс. руб. И рынок интернет-торговли будет только расти, считает гендиректор Infoline-аналитика Михаил Бурмистров: «Онлайн в России в целом продолжает достаточно динамично развиваться. И этот спрос выше 30%. При этом крупнейшие маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, растут еще быстрее, примерно 47% и 40% соответственно. Самое главное — надо понимать, что у более 80% селлеров в целом продажи минимальные. Основные объемы формируют от 7 до 10% ключевых крупнейших игроков».
Читайте также:
В лучшей ситуации находятся производители, отмечают собеседники “Ъ FM”, ведь они могут не участвовать в ценовых войнах. Но есть и минусы: маркетплейсы — обезличенная история, а российский бизнес сейчас конкурирует за лояльность клиента. Крупные продавцы с агрегаторов не уйдут, но поставщиков станет заметно меньше, считает гендиректор фабрики Rels Иван Петраков: «Вышли мы на площадки до пандемии COVID-19. Тогда с чека 80% приходило нам, 20% забирали площадки, сейчас это соотношение 50:50 в лучшем случае. У тех, кто продают со своих складов, ситуация кратно хуже. Мы сами как продавцы и поставщики виноваты: были большие финансовые вложения в инфраструктуру маркетплейсов. Сейчас даже крупные федеральные сети не в состоянии конкурировать по срокам и ценам логистики».
Аэлита Курмукова




SIA.RU: Главное

