Новости / Бизнес

Число сделок франчайзинга выросло на 2,4%

В январе—мае в России было заключено 3,7 тыс. сделок франчайзинга в отношении 5 тыс. товарных знаков, следует из данных Роспатента. Год к году значения увеличились на 2,4% и 13% соответственно. Рост рынка франчайзинга замедляется, но все же остается устойчивым. За январь—май 2024 года количество зарегистрированных договоров увеличилось на 23% год к году, до 3,6 тыс., представленных в них брендов — на 21%, до 4,4 тыс.

Оборот рынка франчайзинга, согласно Franshiza.ru, в 2024 году вырос на 17%, до 3,72 трлн руб.

Самым растущим направлением на рынке франшиз в первом полугодии, по данным TopFranchise, стали категории автобизнеса и производства. Интерес к ним вырос на 48,6% и 43,6% год к году соответственно. Но чаще всего предприниматели приобретают франшизы в сфере услуг (42% от общего числа), торговых сетей (23%) и заведений общепита (14%).

Рост спроса на франшизы в последние годы — результат поиска гражданами инструментов для инвестиций. В стремлении уберечь средства от обесценивания люди ищут ниши, в которых доход будет выше инфляции, считает гендиректор DNA Realty Антон Белых. На эту тенденцию указывает и развитие в стране частного предпринимательства. На 10 июня в России работало 6,8 млн субъектов малого и среднего бизнеса, за год их количество увеличилось на 3,2%.

Дополнительным источником роста спроса на франшизы могли стать собственники коммерческих площадей. Такие предприниматели могут приобретать франшизу, рассчитывая максимизировать доходы и сократить сроки окупаемости вложений, отмечает господин Белых.

По данным RRG, на первых этажах московских новостроек инвесторы в 2023 году выкупили 461 тыс. кв. м, в 2024-м — 444 тыс. кв. м.

Открыть объект по франшизе обычно проще, чем самостоятельно. Предприниматель получает готовую бизнес-модель, поддержку франчайзера и узнаваемый бренд, поясняет руководитель отдела аренды торговых помещений CORE.XP Надежда Цветкова. В Роспатенте считают, что такие сделки выгодны всем. Франчайзер расширяет присутствие бренда и получает регулярный доход по договору. Это, в свою очередь, приводит к росту предложения. Если раньше продажа франшизы была прерогативой крупных игроков, то сейчас возможность работать под своим брендом все чаще предлагают небольшие сети, говорит эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская.

Обратная сторона роста рынка франчайзинга — увеличение числа споров между сторонами, отмечает гендиректор юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев. На эту тенденцию обращает внимание и юрист «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Антон Назаренко, указывая, что чаще всего разбирательства затевают именно франчайзи. Они, по словам госпожи Рожественской, обычно оказываются недовольны объемом и качеством предоставляемой поддержки.

 

Дарья Андрианова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное