«20 лет назад интернет-торговля воспринималась как волшебство – ты спишь, а твой покупатель выбирает в твоем магазине шампунь по отзывам. Сегодня преимущества у e-com все те же», – считает Игорь Хаметов, в прошлом директор интернет-магазина доставки Irmag (закрылся в 2024 году), одного из крупнейших игроков иркутского онлайн-рынка, а ныне исполнительный директор Группы Компаний «Новатор». Портал SIA.RU поговорил с ним о том, как изменился рынок с развитием онлайн-торговли, как его сегодня меняют маркетплейсы и какие трансформации, на его взгляд, ждут уже сами онлайн-платформы.
«Интернет-продажи воспринимались как волшебство»
Магазин Irmag был запущен в 2010 году. Это было время, когда, по словам Игоря Хаметова, все ритейлеры верили в светлое будущее удалённой торговли.
– Посудите сами: больше не нужно выкупать полки у супермаркетов, не нужно оформлять залы магазинов, не нужно выбирать, какое именно платье из линейки продавать – можно выставить все, а пользователь сам решит, что ему нужно. Не обязательно даже иметь товар физически, чтобы его продать. Правда волшебство? Это и воспринималось как волшебство, – вспоминает Игорь. – Мечта каждого ритейлера: ты спишь, а твой покупатель в твоем магазине выбирает нужный ему шампунь по отзывам.
Сегодня преимущества у e-com все те же. А сам рынок под ее влиянием изменился кардинально.
– «Как люди будут покупать помаду, если не потрогают ее?» – говорили нам тогда все вокруг. Сегодня все продается и покупается без того, чтобы потрогать. Коснулось это всех товарных групп. Есть исключения, продажа которых онлайн законодательно ограничена, например, лекарства, алкоголь, сигареты (и то, вы можете заказать и даже оплатить их онлайн, только придется самим забирать из аптеки или магазина). Все остальное продается и покупается в Сети без проблем, – поясняет собеседник.
«Не можешь противостоять революции – возглавь ее»
Пандемия заставила людей массово пользоваться интернет-магазинами и сервисами доставки. Именно в 2020-2021 годах Irmag получил пиковые продажи.
– Но в это же время маркетплейсы массово пошли в регионы. Конечно, это повлияло на региональных продавцов. Мы в то время приняли стратегию, которая позволяла нам играть на полях, которые маркетплейсам были недоступны. Искали боли пользователей, которые мы можем закрыть. Плотно осваивали тракты (загород). Предложили доставку местным производителям, – рассказывает Игорь Хаметов.
Однако спустя три года – в 2024-м – Irmag закрылся. Но его руководитель уверяет, что маркетплейсы не имеют отношения к этому.
– С 2021 года мы сами успешно торговали на OZON и Wildberries, а с 2023 в «Мегамаркете», в том числе и местными товарами, и товарами наших соседей из Бурятии и Забайкалья. Не можешь противостоять революции – возглавь ее, – напоминает эксперт.
Среди причин, по которым учредители решили свернуть проект, называлась потеря половина пользователей – после вынужденного всплеска в пандемийные годы, покупательская способность стала снижаться. А поскольку сервис был рассчитан на людей со средним доходом – логично, что они пошли за более дешевыми предложениями на другие ресурсы. Поддерживать высокий уровень сервиса на таких оборотах стало убыточно. Снижать его ради получения прибыли компания не стала.
– Irmag, в отличие от других игроков e-com рынка, всегда реализовывал только оригинальную продукцию, – поясняет Игорь. – Это сыграло свою роль.
На снижение количества покупателей повлияли и классические коммерческие процессы. Сервис к тому времени работал почти 15 лет, нужно было как-то менять формат.
Кстати, и в падении продаж традиционной розницы (по некоторым категориям товаров до 30% в этом году) – тоже виноваты не только и не столько маркетплейсы, уверен эксперт.
– Рынок сжимается. Потребительское поведение новых поколений не предполагает излишеств, – полагает он.
«Каждый производитель хочет иметь все тело наценки: от завода до конечного покупателя»
Онлайн-торговлю тоже ждут перемены, считает Игорь Хаметов. Рост маркетплейсов в этом году будет самым маленьким за все время. Онлайн-гигантов ожидает исход селлеров – продавцы, по его мнению, будут возвращаться на собственные онлайн-площадки.
– Если вы почитаете отчеты наших цифровых гигантов – ТБанка, Сбера и Яндекса, и посмотрите, что они делают сейчас, то увидите, что все они создают экосистемы, в которых кроме платёжных систем, ИИ, служб доставки и т. д., есть ещё и конструкторы сайтов. Поэтому эксперты полагают, и я с ними согласен, что грядет большой исход селлеров. И исход будет на свои интернет-магазины, которые можно будет создать с помощью конструкторов, – поясняет собеседник портала.
По его мнению, это закономерно: маркетплейсы, которые до сих пор работали на деньги инвесторов, начинают пытаться выйти в прибыль. Для селлеров ухудшаются условия, вводятся дополнительные платы за всё. Всё большее количество товарных групп становится нерентабельными для продаж на маркетплейсах
К тому же каждый производитель хочет иметь все тело наценки – от производства до конечного покупателя, в обход посредников и развивает свои D2C (Direct-to-consumer – продажа производителями товаров и услуг напрямую клиентам, в обход посредников– ред) каналы.
– Затраты бизнеса растут, поэтому это неплохой выход, особенно для низкомаржинальных и сложных ниш, – комментирует Игорь Хаметов.
«Онлайн и офлайн будут существовать параллельно и совместно»
Но в целом рынок электронной торговли будет расширяться, убежден эксперт. Эксперты OZON прогнозируют двухкратный рост уже к 2030 году.
– Сейчас в сети можно купить все – даже дом или склад, новый кроссовер. Я напомню: поколение зуммеров уже начинает зарабатывать и покупать самостоятельно. Это люди, которые родились со смартфонами в руках. Мне кажется перспектива развития ритейла понятна, – комментирует он. – Это не плохо и не хорошо, это просто выбор. Со своими последствиями.
Читайте также:
Одно из таких последствий – производители потеряли возможность контролировать товародвижение. Кто угодно может купить что угодно в любой точке страны. Потеря контроля, по мнению Игоря Хаметова, грозит появлением суррогата.
– Сейчас этот негативный момент хотят нивелировать введением системы «Честный знак», но пока без особого успеха. Потеря контроля также ломает порядок ценообразования: легальные поставщики теряют прибыли, когда как нелегальные увеличивают. Покупатели думают, что выигрывают в цене, но по итогу проигрывают в качестве, – указывает он.
Однако не стоит ждать, что онлайн поглотит традиционную розницу. Не в обозримом будущем. Они будут существовать параллельно и совместно – об этом говорит и статистика, и личный опыт. Люди часто ходят в магазины за общением, за эмоциями, которые интернет-покупки дать не могут.

SIA.RU: Главное