Новости

Новый закон о платформенной экономике: “победа в одну калитку”?

В июле этого года принят Закон о платформенной экономике. Закон призван навести порядок в онлайн-торговле, однако правовая новелла вызвала неоднозначную реакцию. Дмитрий Алексеев, основатель компании DNS, отметившийся в последнее время последовательной критикой маркетплейсов, в своих соцсетях назвал закон победой “в одну калитку”, раскритиковав его в своих социальных сетях. По мнению предпринимателя, ни одна проблема, стоящая перед отраслью, не была законом решена.

«МП (маркетплейсы – ред.) отстояли возможность не отвечать перед потребителем за качество продаваемого товара, – настаивает Дмитрий Алексеев. – Допустим, вы купили на МП кроссовки, а они оказались бракованными и развалились. Но претензию можно адресовать только селлеру. МП только передал коробку – с него взятки гладки. Он, возможно, и примет брак для того, чтобы передать селлеру, но деньги вернет фактически если у МП есть деньги этого селлера. Привлечь МП в суд вы не сможете. Так что, если селлер – это ИП из Горного Алтая, то езжайте туда и ищите его сами.

При этом, если это же ИП продаст кроссовки через «Спортмастер», то отвечать за качество перед потребителем будет именно сам «Спортмастер», а потом уже «Спортмастеру» ехать искать ИП в горы Алтая.

В общем, МП смогли прикинуться "логистическим оператором", при том что логистические операторы берут деньги за килограммы груза, а МП – процент от продаж, причём вполне в масштабах Спортмастера, а потом уже за килограммы».

Серьезных подвижек в права партнеров закон, по мнению Алексеева, тоже не внес:

«Он ввёл срок, за который МП должен проинформировать своих "рабов" об изменении условий их "рабства". Там градации – 45 и 15 дней. Вот и все права партнёров. Селлер может узнать за 45 дней, что комиссия выросла в 100 раз, а владелец ПВЗ - что ему отчисления снизили до 0,1%».

Наконец, Дмитрий Алексеев заявил, что закон вообще никак не решает проблему “серых” схем при распространении товара через онлайн-платформы.

«Борьба со схематозом. Тут вообще кратко. Закон никак не решает и близко проблему с использованием «самозанятых», неуплатой НДС и продажей товаров без сертификации и т.д. Ну вот просто: закон ничего не меняет в этой сфере. Триллионы и дальше пойдут в обход казны – отмечает он в своих соцсетях. – И это только беглый набросок проблем, стоящих перед отраслью и никак не решаемых законом».

Ранее основатель торговой сети не раз критиковал маркетплейсы за то, что они допускают торговлю “серым” импортом индивидуальными предпринимателями, которые не платят НДС, и указывал, что такая схема лишает бюджет страны колоссальных сумм. Алексеев в своих социальных сетях предметно разбирал документы к подобной технике, купленной им на крупнейших российских онлайн-платформах.

Напомним, новый закон вводит в правовое поле понятие «цифровой платформы» и устанавливает правила взаимоотношений между основными участниками: оператором платформы (маркетплейс), партнером (продавец) и пользователем (покупатель).

Например, маркетплейсы будут обязаны проверять продавцов через ЕСИА и госреестры; сохранять информацию об оказанных услугах; создавать механизмы разрешения споров прямо на платформе. Также он прописывает требования к логистической инфраструктуре оператора и особенности взаимодействия с пунктами выдачи заказа. Закон распространяется не только на товарные маркетплейсы, но и на агрегаторы услуг такси, сервисы размещения вакансий, образовательные и туристические платформы. Закон вступает в силу 1 октября 2026 года.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Как маркетплейсы изменили ритейл":
Все материалы сюжета (11)