hh.ru и Русская Школа Управления (РШУ) провели исследование среди российских работодателей и HR-специалистов, и выяснили, какие условия и подходы при найме сотрудников работают, а какие уже потеряли эффективность на рынке труда, поскольку ожидания кандидатов изменились.
По оценке работодателей, некоторые «офисные» бонусы, которые еще недавно являлись неотъемлемой частью привлекательного предложения, больше не впечатляют кандидатов. Например, 45% опрошенных компаний-работодателей на собственном опыте убедились, что открытые офисные пространства (open space) больше не вызывают интереса у сотрудников и кандидатов. Возможность привести питомца в офис, популярная в креативных компаниях, по мнению 39% респондентов, уже не воспринимается как плюс. Развлекательные элементы – вроде настольного футбола, приставок и игр – тоже теряют ценность (об этом сказали 26%). Даже бесплатные снеки и кофе, которые долгое время были «обязательной программой» в описании вакансий, больше не производят впечатления: 24% работодателей считают, что соискатели воспринимают это как обыденность.
Сегодня кандидаты ждут не «внешних эффектов», а реальных условий и удобства. По наблюдению HR-специалистов, наибольшую ценность для соискателей представляют гибридный формат работы, то есть совмещение офиса и удаленки (78%), качественное техническое оснащение рабочего места (73%), развитая инфраструктура рядом с офисом, в том числе транспортная доступность, кафе, спортзалы (65%), современное и комфортное здание (57%), кроме того, в список важных качеств попала и возможность уединенной работы (41%).
«Мы одна семья» – это не про работу
Изменились и представления о том, как нужно описывать корпоративную культуру и команду. Формулировки, десятилетиями использовавшиеся в вакансиях и описаниях корпкультуры, сегодня воспринимаются как шаблонные. 77% компаний признались, что фраза «мы одна семья» больше не работает –, кандидаты воспринимают ее с настороженностью. Также бизнес отмечает, что вероятность отклика не повышают формулировки «у нас дружная команда» (54%), «работаем и отдыхаем вместе» (47%), «молодой энергичный коллектив» (45%) и «молодая амбициозная команда» (42%), они больше неинтересны кандидатам.
Более того, некоторые фразы в описаниях вакансий не просто не работают, а отталкивают кандидатов. Так, 86% работодателей замечают, что упоминание «готовности к переработкам» резко снижает интерес к вакансии. Формулировка «стрессоустойчивость обязательна» воспринимается как сигнал тревожной атмосферы – так считают 77%. Многозадачность, еще недавно считавшаяся плюсом, вызывает у кандидатов сомнения – это отметили 48%. А «чай, кофе и печеньки», по мнению 42%, давно воспринимается как должное.
Открытая коммуникация и гибкий график привлекают новых сотрудников
«При этом работодатели хорошо понимают, что сегодня действительно привлекает новых сотрудников. 80% называют честную и открытую коммуникацию ключевым фактором. 73% указывают на гибкость условий – в графике, формате работы, подходе к задачам. Также важны вертикальный карьерный рост (69%), репутация компании в профессиональном сообществе (66%), сильная команда (61%), горизонтальное развитие (54%), возможность влиять на продукт (44%)», – рассказала Екатерина Дегтярева, директор hh.ru Сибирь.
Стоит отметить, что реальность часто не оправдывает ожидания кандидатов. Так, 45% работодателей признаются: у новых сотрудников нередко возникают претензии к уровню задач – они оказываются не такими интересными или значимыми, как ожидалось. 44% компаний сталкиваются с жалобами на недостижимые KPI, 43% – на отсутствие обещанного влияния на процессы, 37% – на нарушение work-life баланса и слабый онбординг, 36% – на невозможность карьерного роста, 34% – на стиль управления, 25% – на корпоративную культуру.
«Рынок труда стал более осознанным: люди умеют читать между строк, быстро распознают манипуляции в вакансиях и больше не верят пустым обещания. Компании, которые умеют честно и конкретно говорить с рынком, гибко адаптируются под реальный запрос – выигрывают. Соискателю важны не только деньги, но и ощущение внятности: кто управляет, как ставятся цели, можно ли вырасти, насколько открыта коммуникация. Если это все есть – хорошие специалисты приходят и остаются. Если нет – никакие дополнительные бонусы не спасут», – комментирует Анастасия Боровская, директор Русской Школы Управления.

SIA.RU: Главное