Годовой объем теневого импорта в Россию товаров по «карго-схемам» достигает $10–15 млрд (от 811,9 млрд до 1,23 трлн руб.). Такую оценку в своих обращениях в правительство РФ, Минфин, Федеральную таможенную службу (ФТС) и Федеральную налоговую службу (ФНС) приводит организация «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ). В правительстве обращение общественников перенаправили в Минэкономики и Минпромторг, следует из поступившего в организацию ответа. В Минфине пояснили, что письмо ассоциации получено, ее предложения будут рассмотрены.
«Карго-схемы» подразумевают упрощенные или обходные логистические цепочки. Эксперты ОПИ в своем докладе поясняют, что, как правило, речь о товарах, которые российские предприниматели выбирают на китайских B2B- и B2C-площадках.
Это Alibaba, 1688.com, Taobao и Pinduoduo. Их доставка осуществляется через посредников, без оформления пакета сопроводительных документов. Услуги оплачиваются наличными, через счета физических лиц или ориентированные на них платежные системы. Товарные партии поступают на расположенные в Китае склады, где идет их деперсонализация.
Доставка в Россию грузов по «карго-схемам» впоследствии происходит в основном автотранспортом. Это может быть прямой ввоз из Китая либо через Казахстан и Киргизию, уточняют в ОПИ. Коммерческой директор «Скиф-Карго» Михаил Коптев добавляет, что поставки также могут идти через Узбекистан и частично через Армению. Товары оформляются как «личные посылки» или «некоммерческие партии». Само распространение схемы эксперт связывает с проблемами при проведении трансграничных платежей, ростом стоимости «белой логистики».
Глава логистической компании «Оптималог» Георгий Властопуло говорит, что совокупный объем импорта из Китая колеблется в диапазоне $100–120 млрд в год. Оценка ОПИ предполагает, что 10–15% от него идет по серым каналам. Подсчет эксперт называет корректным, хотя и не исключает, что показатель может быть больше. Михаил Коптев считает, что в рамках «карго-схем» в Россию может поступать 10–20% китайского импорта в сегменте мелкорозничной торговли. Почти весь объем, по его словам, формируют товары массового спроса, которые легко продать на маркетплейсах и в несетевой рознице: это электроника, одежда, обувь, товары для дома, бытовая техника.
Заместитель гендиректора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрий Хрущалев подсчитал, что серая схема поставок обходится в среднем на 20–30% дешевле. Президент таможенно-логистического брокера КВТ Юлия Шленская говорит, что многие предприниматели опасаются «административных барьеров при таможенном оформлении товаров». Эксперт добавляет, что для селлеров на маркетплейсах также важна высокая скорость доставки, особенно в предновогодний сезон.
Александра Мерцалова, Наталья Скорлыгина




SIA.RU: Главное

